Игровая наркомания.  Путь к деградации и оскотиниванию. 

 

Что такое игровая компьютерная зависимость (ИКЗ) у детей и подростков? Как возникает ИКЗ?

 

Сегодня весь мир живет в условиях компьютерной эпидемии (пандемии?), в зоне особо риска находятся наши дети. На основе анализа сложившейся в мире ситуации в 2020 году ВОЗ выделила как особый вид игромании игровую компьютерную зависимость (ИКЗ) и внесла её в список болезней по разделу «игровые расстройства» в Международную квалификацию болезней десятого пересмотра (МКБ-10). Особую угрозу и тяжелое течение этого заболевание представляет для детей и подростков.

Почему её считают болезнью? 

В нашем головном мозге находится система наград, через которую мозг реагирует на получение удовольствия (например, на вкусную еду). Недавно ученые выяснили, что именно так же мозг реагирует и на компьютерные игры. Чем чаще человек играет, тем активнее система наград, на фоне этого возникает зависимость, которая выражается в неудержимом стремлении поиграть. Опасность проявляется в болезненной зависимости от компьютерных игр, в бесконтрольной компьютерной игровой деятельности.   Побочными эффектами зависимости от компьютерных игр являются чрезмерная вовлеченность, нарастание агрессивности у детей.  Эта форма зависимости приводит к пренебрежению личностными контактами в реальной жизни, нарушению коммуникативных и социальных навыков, отставанию в эмоциональном и интеллектуальном развитии от сверстников. 

Отрицательное воздействие компьютерных игр связано с установкой или главной целью любой видеоигры – получение одобрения и вознаграждения.  Дело в том, что получение ожидаемого результата увеличивает выработку дофамина в организме играющего, тем самым стимулируя адренорецепторы. Подобное влияние на мозг и нервную систему можно наблюдать у людей с наркотической и алкогольной зависимостью. Помимо этого, геймеры (люди, увлекающиеся компьютерными играми) также испытывают абстинентный синдром, то есть ломку при длительном воздержании от видеоигр.

Интернет, как атомная энергия и другие достижения науки, может быть использован как во благо, так и во вред человека. Величайшая опасность его заключается в том, что с его помощью легко манипулировать сознанием людей, управлять ими.  На наших глазах в разных точках мира происходят события, когда в считанные минуты через сети не задумываясь поднимаются тысячи людей, сознанием которых управляют неизвестные, бросающие массы на революции, войны и другие трагические события.

    

Как распознать болезнь?  

С какого момента увлечение компьютерными играми превращается в зависимость? 

Признаки ИКЗ у детей и подростков:

1. Если ребенок или подросток не может контролировать время, которое тратит на игры, не может остановиться, играет в любых условиях и в любое время.

2. Если ребенок или подросток не может быстро перестроится с игры на другую деятельность (например, уроки), то есть не владеет навыками концентрации внимания. 

3. Если ребенка или подростка отвлекают от игры, то он становится агрессивен.

4. Если ребенок или подросток откладывает все дела, кроме игры, на потом, в первую очередь садится за компьютер, не общается с друзьями, а все время играет.

Нужно отметить, что геймер получает помимо зависимости еще такие негативные последствия ИКЗ как: быструю утомляемость, боли в суставах рук и ног, повышенную возбудимость (агрессивность), тревожность, бессонницу.

 

Каковы причины возникновения ИКЗ у детей и подростков?   

Почему же у кого-то проявляется нездоровая зависимость от компьютерных игр, а кто-то продолжает относиться к ним вполне спокойно?   Для ответа надо знать, что факторы риска получить эту тяжелейшую болезнь делятся на два вида:

1. Внешние (влияние общества, семьи, сложившиеся обстоятельства).

2. Внутренние (характер, внутренние переживания и др.).

Причины возникновения такого психического заболевания как детская и подростковая ИКЗ следующие:

1. Негативное влияние окружающих людей или семьи создают для подростка стрессы и вынуждают искать другую реальность, которая станет для него более спокойной, где ребенок будет решать все сам, на него никто не будет давить, и где он сам, по его мнению, будет доминировать.

То есть самая главная причина – отсутствие поддержки от близких и окружающих, а также  негативное влияние окружающих.

2. Особенности характера, заложенные в детстве. Следует правильно воспитывать ребенка и закладывать в него только положительные качества (любовь к людям, природе). А неуверенность в себе, замкнутость и агрессию искоренять. В противном случае человек с самого детства будет искать спасение в азартных играх

3. Неудачи в какой-либо деятельности (спорт, музыка и др.) приводят к тому, что индивид начинает искать другие увлечения, в которых у него будут успехи и определенные возможности.

Иными словами, игровая зависимость может возникнуть от чего угодно, но чаще всего она возникает из-за неправильного воспитания.    

Джобс и другие создатели айфона, твитера запрещали своим детям пользоваться ими вообще или разрешали пользоваться ими не более одного часа в день.  Они лучше всех понимали, что это опасно. 

А мы сами начинаем приучать двух-трехлетних детей к компьютерным играм, уделяя мало внимания личному общению с ребенком, не воспитывая в нем таких качеств как любознательность, сила воли, не развиваем способностей ребенка. Вместо того, чтобы поиграть с детьми в подвижные игры или занятия, развивающие мышление: образное, критическое творческое, родители заняты чем-то другим, более важным с их точки зрения и толкают своих детей к компьютеру. В результате к 12 годам, а иногда и раньше, получаем ИКЗ подростков. Эта зависимость страшнее алкогольной, подверженные ей подростки из-за запретов со стороны родителей все чаще убегают из дома, совершают убийства соседей, родственников по приказу из компьютера.  А чрезмерная активность подростка в виртуальном мире приводит к тому, что у него притупляется чувство страха и способность к переживанию. Игра зомбирует ребенка и объясняет какие бывают конфликты, учит за что можно убивать, как убивать. Компьютерная игромания - особый вид игромании, один из самых опасных. Именно зависимость от неё чаще всего приводит к летальным исходам по всему миру (суициды).

В подростковом возрасте происходят большие изменения в организме ребенка. Они связаны со сменой его жизненных установок, сменой авторитетов и, конечно, со сменой его интересов. Подростковый возраст – это время поиска новых впечатлений и интересов. Нет ничего удивительного, что ребенок забрасывает свои прежние занятия, от которых раньше получал много удовольствия и начинает искать что-то новое. На смену занятиям спортом, музыкой, познавательными программами приходят очень часто в качестве альтернативы компьютерные игры, и часто с элементами насилия. Для подростка компьютерные игры – это легкий выход из сложившейся ситуации, он дает ребенку сильные визуальные эмоции, которых ему не хватает в реальном жизни. И это часто ускользает от родительского внимания.

    

Можно ли вылечить болезнь?

Игровая зависимость от сетевых компьютерных игр – самая опасная разновидность игромании. Сетевые игры настолько затягивают, что выбраться из их виртуальной паутины самостоятельно практически невозможно. Необходимо долгое лечение у профессионального специалиста. 

Легче предотвратить появлении зависимости в раннем возрасте, чем лечить последствия болезни в подростковом возрасте. 

 

Последствия. ИКЗ – социальная проблема

Социальные и духовные последствия игромании проявляются в эмоциональной и волевой сфере человека. Они формируются постепенно, начиная с того, что подобные развлечения вытесняют остальные сферы человеческой жизни. Человек совершенно забывает про реальный мир. В итоге больной теряет грань между реальной жизнью и игрой, что приводит к проблемам в социальной адаптации подростка и развитию личностных качеств. Игроман готов потратить все время и все средства на игру, при этом кроме игры его ничего не волнует. Бывали случаи, когда на кону была жизнь кого-то из близких ему людей и он соглашался на все условия. 

Человек, погруженный в виртуальный мир не проходит процесс социализации, который обеспечивается только в условиях совместной реальной, а не виртуальной деятельности с другими людьми, в усвоении норм поведения в обществе и социальных ценностей.  Он не сможет стать личностью, нести ответственность за себя, родных и близких людей. Геймеры не общаются друг с другом, не знают, что такое дружба, в дальнейшем не смогут почувствовать любовь.      Человек управляемый – человек лишенный собственной свободной воли.  Только эмоции, проявление души, разума, воли делают человека человеком. Но этого лишены носители игровой компьютерной зависимости.

Игровая компьютерная зависимость превращает подростков в «Маугли», которые теряют человеческий образ и перестают быть людьми (происходит оскотинование). 

Подростка живущего в виртуальности готовят к подключению в систему  «человек – машина»  через искусственный интеллект (ИИ). На самом деле человек становится не в кавычках винтиком, биороботом. В советском кинофильме «Мертвый сезон» есть эпизод в концлагере, где нацистские врачи проводят медицинский эксперимент над пленным, который под определенным психиатрическом воздействием на сознание с огромным наслаждением ест гостями землю и счастлив.  Если хотите такого будущего счастья своим детям и внукам – давайте им гаджеты в руки прямо в роддоме вместо погремушки.

Если хотите своим потомкам человеческого, а не скотского счастья, то ищите возможность заменить ребенку айфон книгой, научите его писать карандашом, а не клавишами компьютера. Подросток, зависимый от компьютерных игр, не хочет учиться, развивать свою память, запоминать, когда началась Великая Отечественная война, кто такой Пушкин А.С. и др. Он, как собака Павлова, получает мгновенный ответ, кликнув в гаджете. В голове остается пустота, знаний, умений, понимания там нет, есть только животные рефлексы. Больной получает информацию в готовом виде, ему не нужно думать, иметь интерес и найти ответ на вопрос, не нужно иметь свое собственное мнение, за него все решает и выбирает компьютер. Подросток получает готовый ответ, от хорошего человека – правильный, от нехорошего – вредный. Но отличить одно от другого он уже не может. Например, в 2005 году умерла девочка из Китая – ей даже устроили виртуальную церемонию похорон. Для участников этих виртуальных похорон ее реальная смерть вряд ли отличалась от других смертей в виртуальном мире. 

 

А как в Китае?

Радикальные меры к решению проблемы детской игровой компьютерной зависимости приняли власти Китая, озабоченные размерами компьютерной игромании в стране. За результатами китайского эксперимента, следит весь мир.

С одной стороны, компьютерные игры считаются своего рода спортом, в КНР есть специальные секции. Геймеры из Поднебесной регулярно побеждают на международных соревнованиях.  Но, с другой стороны, геймерство вредит здоровью, психике, образованию, социализации детей. В КНР задались вопросом «Как излечить геймера?».  

Перед властями встал вопрос, как не запрещая компьютерных стрелялок и бродилок, уберечь детей от злоупотребления, от игровой зависимости. 

Полгода назад были закрыты все игровые залы, расположенные около школ. Остальные залы решили сделать незаметными, расположили их на задворках магазинов и ресторанов, убрали рекламу, на дверях разместили таблички «несовершеннолетним вход строго воспрещен». Власти осуществляют строгий контроль за исполнением своих решений.

Но возникает вопрос, а как проконтролировать ребенка, если он целый день сидит дома и может все время играть на сайтах? Приняты решения, которые ограничивают детей и подростков в использовании компьютерных игр. Для того, чтобы зарегистрироваться на сайте, надо ввести номер паспорта, номер телефона и данные профиля местной сети, что позволяет безошибочно определять пользователя. Если регистрируется ребенок или подросток, недостригший 18 лет, то доступ к играм ему ограничен и возможен с 8 до 22 часов.  Подросткам ограничили траты в игровых приложениях на покупку нового оружия, дополнительных жизней и т.д. Если пользователю меньше 18 лет, то он может потратить не больше 400 юаней в месяц (около 4400 рублей).

Можно сказать, что любые ограничения можно обойти, например, с помощью паспорта отца или брата, договорившись с ними. Шансов на это немного, но они есть.  Опыт КНР показывает, что успеха в борьбе с подростковой ИКЗ можно добиться только комплексной согласованной совместной деятельностью властей и родителей.

 

В РФ проблема детской и подростковой ИКЗ стоит не менее остро, чем в Китае

Что такое игромания. Лудомания – это игровая зависимость, патологическое пристрастие к азартным играм. Это означает, что лудоман постоянно вовлечен в игровую активность. Можно сделать выводы, о том, что в решении проблемы детской игровой компьютерной зависимости в РФ необходимо использовать опыт комплексного подход властей Китая, не ограничиваясь только запретами и штрафами. При этом надо учитывать, что какие запреты не вводи, в конечном счете, многое зависит от семьи. К сожалению, сегодня миллионы семей с детьми в РФ влачат нищенское существование. Государство должно создать условия для развития здоровой в физическом и нравственном смысле семьи. 

А.С. Грибоедов: «Есть жизнь внутренняя, которая намного интереснее жизни внешней». 

Внутренней жизни у зависимых нет, а там, где нет внутренней жизни нет ни культуры, ни искусства, ни литературы, ни истории, ничего нет. Самое главное – нет национального самосознания.

 

Профилактика игровой зависимости

Нравственный компас

 

Каждого ребенка надо научить пользоваться нравственным компасом: при принятии любого решения брать правильный социальный ориентир по трем направлениям: поступать надо так, что не навредить себе (ориентир С1 - не вредить себе); не навредить соседям (ориентир С2 - не вредить другим); не вредить среде обитания (ориентир С3 - не вредить среде).

Профилактика данного игровой зависимости заключается в ограничении пользования компьютерными играми и информационно-коммуникационными средствами (смартфонами). Это особенно важно в подростковом и детском возрасте. Родителям при этом рекомендуется чаще проводить спокойные беседы с ребенком, озаботиться его занятостью, заинтересовать каким-либо видом спорта или творчеством. Ребенок, увлеченный созидательным делом, будет более устойчив к игровой зависимости. Необходимо постоянно поощрять ребенка за успехи, хвалить его, поддерживать его самооценку. Профилактика игровой зависимости должна осуществляться на регулярной основе.

Наши специалисты, исследуя игровую зависимость (Институт философии АЭСТ, 2018-2021 годы), установили, что обучение детей методам созидания, влияния на улучшение окружающей их действительности (решение философской задачи "возрождения субъекта") позволяет уйти от игровой зависимости и направить игровую активности во внешний мир. Важно при этом, чтобы ребенок дружил с родителями, участвовал в их созидательных практиках, видел и чувствовал свою роль в улучшении окружающей действительности. 

Паразитизм родителей через механизмы подражания передается детям. Игровая зависимость является следствием такого образа жизни. Мы в ответе за своих детей. Показывая им свою значимую социальную деятельноть, баланс материальных и нематериальных устремлений и действий, мы помагаем детям интересоваться нашей взрослой жизнью, даем им достойный пример для подражания.

Демонстрируя детям собственный пример экоповедения (поведения, при котором мы не наносим вред среде обитания, другим людям, себе), мы осуществляем лечение и профилактику игровой зависимости у детей и подростков. Без внедрения в поведение родителей и взрослых, окружающих ребенка, экоповедения, мы обречены на такую опасную социальную болезнь как игровая компьютерная зависимость детей, молодежи и взрослых.

 

Матвейчук Елена Федоровна

Директор Института философии АЭСТ

 
Поделиться в соц.сетях

© 2018 Институт философии АСТ.

^ Наверх