Однажды древние Афины посетил восточный маг и мудрец Зопир. Как на своей собственной родине, так и за ее пределами он пользовался большой славой в качестве физиогномиста. Ему было достаточно беглого взгляда на внешность человека, чтобы проникнуть в его душу — в самую суть его характера и привычек, образа жизни и устремлений.

Увидев на афинской рыночной площади Сократа в окружении многочисленных слушателей, Зопир незамедлительно заявил: «Это человек умственно отсталый и похотливый». На лицах собравшихся изобразилась бурная гамма чувств. Изумление чередовалось со смятением, недоверием и возмущением. Одни не могли сдержать веселого смеха, а другие — раздраженной ухмылки.

Ученики Сократа принялись наперебой защищать его: «Видимо, Зопир, ты не так уж проницателен, как о тебе говорят, поскольку перед тобой стоит величайший мудрец Греции, признанный самим Дельфийским оракулом». «Наш дорогой гость, должно быть, очень уж утомился с дороги, и его ум досадно притупился. Давайте отведем его в тень», — вторили другие.

Сократ же, с другой стороны, спорить не стал. С невозмутимой улыбкой он произнес: «Друзья мои, Зопир все говорит верно. Таким я и был бы, если бы не занятия философией».

Сократ был убежден, что человеческий ум пластичен. Он полагал, что мы всегда сохраняем способность меняться к лучшему, несмотря на все ошибки нашего разума, несмотря на таящиеся внутри семена зла и пороки души. Мудрец никогда не отрицал ограниченности собственных познаний и того, что внутри него, как и во всех людях вообще, таятся дурные наклонности — извечный коктейль из невежества, агрессии, жажды, алчности, гордыни и страха.

Более того, в отличие от большинства учителей жизни, он не старался выставить себя в лучшем свете. Сократ не боялся признавать свои изъяны как наедине с собой, так и публично. Он прилежно выискивал их, изучал и давал им бой. Это и сделало его образцом мужества и честности, этическим идеалом и подлинным символом философии.

Цендровский Олег Юрьевич

Цендровский Олег Юрьевич — российский философ, нейропсихолог, исследователь медитации и историк философии, кандидат философских наук полагает, что есть люди, которые панически боятся перемен, психически не способны их принять, а потому либо цепляются за какие-то древние отжившие «традиции», не особенно беспокоясь о том, что в современных условиях они вступают в непреодолимые противоречия с существующим образом жизни. Либо идут по пути запрета по принципу «я в домике». Вот мы запретим это - и проблема исчезнет. 

 

Несмиян Анатолий Евгеньевич 

 

Несмиян Анатолий Евгеньевич полагает, что страх перемен - понятное чувство. Это в первую очередь дискомфорт. В нормальном обществе обязаны быть как люди, стремящиеся вперед, в развитие, так и консерваторы, тормозящие его. Первые обеспечивают изменчивость социума, вторые его сохранность. Когда то и другое существует в балансе, общество является живым. Но как только побеждает одна точка зрения, обществу гарантирован кризис. Если не обращать внимания на исходную причину этого кризиса, можно получить и полноценную катастрофу.

 

ДОМ и правило Трех С гарантируют прогресс

 

Дискурсивно-оценочный метод (ДОМ) – это групповая экспертная и массовая этическая оценка социально-значимых решений.

Нравственное правило III-C (Три С) – не вредить себе (С1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом.

 

Почему гарантируют?

 

Потому что это и есть технология Института нравственности (https://in.ast.social), новая традиция: все вместе обсуждать и оценвать, совместно решать, придерживаясь нравственного правила: не вредить и созидать.  

Такая традиция образует новый социальный институт нравственности.

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей, базовыми  из которых является запрос человечества на свободу и справедливость. 

 

Почему Институт нравственности становится новым социальным институтом?

Институт нравственности как социальный институт описывает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм, принципов и установок, регулирующих различные аспекты человеческой деятельности и упорядочивающих их в систему ролей и статусов, образующую экологическую социальную систему, в которой соблюдается нравственное правило "Три С".

Новый социальный институт основан на следующих принципах, правиле, методе и технологиях:

глобальный экологический принцип (ГЭП): человек не должен вредить себе, другим людям и среде обитания; 

глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП): человек должен соблюдать Глобальный экологический принцип (ГЭП) осознанно;

нравственное правило III-C: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом;

дискурсивно-оценочный метод (ДОМ): заключается в организации широкого участия граждан в обсуждении и оценке социально-значимых решений с позиций ГЭП, ГЭНП, III-C; служит основой для технологии смены мировоззренческой парадигмы. 

экосоциальные технологии (ЭСТ): совокупность приёмов применения дискурсивно-оценочного метода при формировании новой мировоззренческой парадигмы;

нравственная педагогика (НП) или экопедагогика (ЭП): практическая педагогическая наука о способах обучения и воспитания, дополненная дискурсивно-оценочным методом.

Коллективная и индивидуальная способности граждан позволяют обществу для самосохранения и развития использовать приемы экологической педагогики (экопедагогики).

В основание этой педагогики положен глобальный экологический принцип и дискурсивно-оценочный метод. Их взаимодействие интегрирует социальный и личностно-индивидуальный уровни. В результате формируется нравственная личность человека, соблюдающего в поведении правило III-C (не вредить себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом). 

Основное направление взаимодействия общества и личности – усвоение личностью ценностной нормы (правила III-C) в процессе обучения и воспитания, дальнейшее закрепление этого правила в правовой, экономической, финансовой и политической системах общества. 

Нравственность как базовая ценность личности формируется в процессе ее жизнедеятельности, и идентифицируется в общении как групповая и социальная ценность, одобренная обществом и востребованная государством для лиц, занимающих публичные должности.

На нравственном пути разрешается центральная проблема общества -  это ответ на вопрос об отношении человека к себе, другим людям и среде обитания. В самом общем значении это отношение задается нравственным правилом III-C (не вредить себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом).

Нравственное знание (правило III-C), формируемое в семье и образовательных организациях с раннего детства и поддерживаемое на протяжении всей жизни человека, является связующей нитью между человеческим духом, другими людьми, средой обитания и созидательной практической деятельностью. 

Знать нравственное правило III-C — значит иметь ясное, обоснованное представление не только о том, что есть, но и о том, что должно быть в отношениях людей: не вредить и созидать.

Человек не только познает мир, но и действует на основе полученного знания. Это означает, что знание в широком смысле включает не одни лишь представления об окружающей реальности, но и планы, оценки, нормы, обещания, предостережения, идеалы, образцы и т. п. У человека есть достаточно ясное, обоснованное представление о нравственности и её противоположности – безнравственности. Нравственность оценивается в людях как добро через непричинение вреда, безнравственность как зло через причинение вреда.

Таким образом новый социальный институт включает в себя нормы, опирающиеся на коллективно разделяемые нравственные ценности; правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях, определяемые черз ГЭП (глобальный экологический принцип: человек не должен вредить себе, другим людям и среде обитания). Органы и организации, институты гражданского общества, образованные и культурные люди, родители, обеспечивающие их реализацию в жизни, принимают соотвествующие решения, ведут себя нравственно по отношению к себе и другим людям. Все социальные роли, которые человек реализует в обществе, приобретают нравственный характер.

Нравственность – безвредное и созидательное поведение человека по отношению к самому себе и другим людям.

Созидание – общественно-полезная деятельность, в ходе которой  человек отдает другим больше, чем получает взамен.

Институт нравственности как новая традиция, пронизывет все существующие социальные институты (экономические, политические, социальные и духовные).

Главные социальные институты в обществе (семья, государство, церковь, образование, наука, право, производство, рынок, собственность, деньги, хозяйственные отношения, власть, партия, суд, армия, местное самоуправление, образование, СМИ, искусство, брак, наследство, досуг, здравоохранение, социальная защита и т.д.) получают нравственное координирующее начало: социальный институт не должен вредить себе и другим социальным институтам.

Признаки нового социального института - института нравственности:

- наличие организаций, учреждений, институтов гражданского общества, родителей, обладающих определёнными материальными ресурсами для воспроизводства нравственного поколения, приученного к созидательному труду и нравственным отношениям к себе и другим людям, среде обитания;

- существование социальной нормы, регулирующией работу института: дискурсивно-оценочные практики, с помощью которых разрешаются актуальные вопросы жизнедеятельности граждан, всё обсуждается и оценивается, вместе исполняется, регулируется нравственным правилом "Три С" (никому не навредить);

- присутствие культурного символа, новой традиции и ценности - нравственное поведение: не вреди и созидай.

Признаки социального института - института нравственности:

совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является безвредное поведение и созидание;

система нравственных культурных образцов, норм, ценностей, символов;

система нравственных установок и дискурсивно-оценочного этического регулирования поведения посредством коллективного труда и с помощью локальных дискурсивно-оценочных сетей, которые не связаны с выходом в глобальное информационное пространство, не могут стать объектом манипуляции со стороны ИИ;

материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач воспитания нравственных поколений и коллективного труда;

дискурсивно-оценочный этический регулятор отношений в экономической сфере деятельности, в которой экономику определяет нравственная политика – это такое распределение общественных (не только материальных) благ, при котором соблюдается нравственное правило III-C: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом;

общественно признанная миссия нравственного пути человечества;

цель - формирование на планете земля нравственной социальной атмосферы;

идеология-технология нравственности, основанная на дискурсивно-оценочном методе (ДОМ), который заключается в организации широкого участия граждан в обсуждении и оценке социально-значимых решений с позиций ГЭП, ГЭНП, III-C. 

 
 
 

Функции социального института - института нравственности

Нравственный компас

 

К основной функции социального института - института нравственности относится функция закрепления и воспроизводства нравственных общественных отношений, функция глобальной безопаности и достижения стабильности в ходе развития общества, регулятивную, интеграционную, социализирующую, коммуникативную функции, а также функцию трансляции общественного опыта.

У государства есть шанс сохраниться в будущем только при осуществлении нравственной политики, такой экосистемы внутри которой она не вредит и созидает для граждан. Раньше они выживали на территории безнравственных государств, а теперь будут благополучно жить в нравственной среде государства, вставшего на нравственный путь человечества (участника глобального гуманитарного проекта).

 

Директор Института философии

Матвейчук Елена Федоровна

https://fig.ast.social

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 
Поделиться в соц.сетях

© 2018 Институт философии АСТ.

^ Наверх