О Т З Ы В
на автореферат и квалификационную работу Т.Д. Эсеналиева «Философия нравственного пути человечества», представленную на соискание ученой степени доктора философии по специальности «философия»
Генеральная Ассамблея ООН, руководствуясь целями и принципами, закрепленными в Уставе Организации Объединенных Наций,
ссылаясь на преамбулу к Всеобщей декларации прав человека, в которой говорится, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей, и ссылаясь также на статью 1 Декларации, в которой говорится, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства,
сознавая необходимость создания условий устойчивости и благосостояния и мирных и дружественных отношений на основе уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия по признакам расы, пола, языка и религии,
подтверждая свою резолюцию 52/13 от 20 ноября 1997 года, в которой она заявила об осознании того, что задача Организации Объединенных Наций избавить грядущие поколения от бедствий войны требует перехода к культуре мира, включающей в себя ценности, взгляды и типы поведения, которые отражают и вдохновляют социальное взаимодействие и сотрудничество на основе принципов свободы, справедливости и демократии, всех прав человека, терпимости и солидарности, которые отвергают насилие и направлены на предотвращение конфликтов путем устранения их коренных причин, с тем чтобы решать проблемы с помощью диалога и переговоров, и которые гарантируют возможность в полной мере пользоваться всеми правами и средствами, чтобы полностью участвовать в процессе развития своего общества,
ссылаясь на свою резолюцию 72/130 от 8 декабря 2017 года о Международном дне мирного сосуществования и предыдущие резолюции о культуре мира, в том числе на резолюцию 52/15 от 20 ноября 1997 года, в которой она провозгласила 2000 год Международным годом культуры мира, резолюцию 53/25 от 10 ноября 1998 года, в которой она провозгласила период 2001–2010 годов Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты, и резолюцию 71/252 от 23 декабря 2016 года, принятую по пункту ее повестки дня, озаглавленному «Культура мира»,
ссылаясь также на свою резолюцию 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» от 25 сентября 2015 года,
ссылаясь далее на свою резолюцию 70/262 от 27 апреля 2016 года, в которой она признала, что развитие, мир и безопасность и права человека связаны между собой и взаимно подкрепляют друг друга,
учитывая важную роль Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и работу Альянса цивилизаций Организации Объединенных Наций в плане налаживания межкультурного диалога, а также их деятельность, связанную с культурой мира и ненасилия, и в этой связи выражая признательность за их неустанные усилия по содействию формированию культуры мира посредством осуществления ряда практических проектов в областях, касающихся молодежи, образования, средств информации и миграции, совместно с правительствами, международными организациями, фондами и группами гражданского общества, а также средствами информации и частным сектором,
1) провозглашает 5 апреля Международным днем нравственности;
2) обращает особое внимание на то, что проведение Международного дня нравственности является средством постоянной мобилизации усилий международного сообщества на поощрение мира, терпимости, единения, взаимопонимания и солидарности в целях достижения устойчивого мира, солидарности и гармонии во всем мире;
3) предлагает всем государствам-членам, организациям системы Организации Объединенных Наций и другим международным и региональным организациям, а также частному сектору и гражданскому обществу, включая неправительственные организации и отдельных лиц, укреплять культуру мира в духе любви и нравственности в соответствии со своими культурными традициями и другими подходящими соображениями или своими местными, национальными или региональными обычаями, в том числе в рамках качественных просветительских мероприятий и публичных информационных мероприятий, содействуя тем самым устойчивому развитию;
4) предлагает всем государствам-членам продолжать формировать культуру мира в духе любви и нравственности в интересах обеспечения мира и устойчивого развития, в том числе на основе взаимодействия с населением и другими соответствующими субъектами, на основе примирительных мер, актов служения и призывов к прощению и проявлению сострадания в отношениях между людьми;
5) просит Генерального секретаря ООН довести настоящую резолюцию до сведения всех государств-членов, организаций системы Организации Объединенных Наций, деловых кругов и академических организаций и организаций гражданского общества в целях ее надлежащего соблюдения;
6) подчеркивает, что расходы на все мероприятия, которые могут проводиться в связи с осуществлением настоящей резолюции, должны покрываться за счет добровольных взносов.
Для решения поставленной ООН в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/73/329 от 25 июля 20129 задачи по формированию культуры мира в духе любви и нравственности Т.Д. Эсеналиев в своей квалификационной работе «Философия нравственного пути человечества» обосновал предложение использовать основные положения экологической дискурсивной этики, разработанной учеными В.А. Чигиревым и П.И. Юнацкевичем (Институт нравственности, 2016).
Экологическая дискурсивная этика, как это отражено в работе Т.Д. Эсеналиева, обладает всеми признаками всечеловеческого учения о нравственности, которое можно квалифицировать как глобальный проект для всего человечества.
Глобальный проект направлен на создание и воспроизводство нравственного культурного кода для мышления и поведения людей на планете Земля.
Дух возникает, когда человек созидает для других людей. Он является продуктом общества и распространяется снизу, являясь неотъемлемым свойством большей части общества. Общность представлений и установок, считающихся правильными и полезными для социальной группы, с которой человек себя соотносит, в некотором смысле можно считать синонимом коллективного и называть традиционными ценностями.
Коллективный дух вырастает снизу-вверх и охватывает общество. Идеология определяется сверху и спускается вниз. Чтобы идеология стала реальной материальной силой, где-то на пути они должны встретиться, чем выше, тем лучше. Если этого не происходит, монетарное мировоззрение остаются в силе и приближают наступление социальной катастрофы.
В этом и есть главная причина наблюдаемого фиаско с защитой традиционных ценностей и поиском соответствующей им идеологии — все о них говорят, но как-то в слишком абстрактной манере. Никто до сих пор четко и системно их не сформулировал.
Однако, как убедительно показал Т.Д. Эсеналиев в своей работе, это возможно только при условии обеспечения доминирования в мышлении и поведении людей духовного над материальным. Тут в обязательном порядке должно присутствовать нравственное координирующее начало каждого дела.
Продвижение глобального проекта как единый нравственный путь всего человечества, буквально нравственный путь в Будущее, осуществляется через смену мировоззренческой парадигмы мышления. Этот переход тесно связан с заменой этики: от этики монетарной и материалистической нужно переходить к этике экологической и дискурсивной.
Нравственный путь человечества - это всепроникающая идея, пронизывающая и понятная всему мировому сообществу с верху до низу.
Для решения задачи перехода к нравственному пути всех и каждого, необходимо эту идею наполнить философской теорией и практикой, принципами, научно обоснованными методами, и работающими инструментами. Идея нравственного пути без технологии пустая затея, а технология без идеи нравственного пути - это опасное оружие, зачастую используемое для причинения вреда людям.
Нравственный путь человечества — наднациональный, надгосударственный и надконфессиональный проект, формирующий экологическую дискурсивную этическую систему ценностей и действий в силу их универсальности и привлекательности с целью выживания человечества (физического и духовного) применим для любого человека на Земле.
Атмосфера в обществе бывает благоприятная, способствующая к творчеству, развитию и совершенствованию. Определение такой атмосферы - нравственная. Нравственная атмосфера - это безопасная среда жизнедеятельности где человек может самовыражаться, занимаясь творчеством и созиданием. Нравственная атмосфера характеризуется глобальным принципом - не вреди и созидай. Не вреди себе - другим - окружающей среде ни мыслью, ни словом, ни делом. Создавай благо для себя, других и для страны - мыслью, словом и делом.
Исследованию возможностей этой этики в обеспечении нравственного пути человечества и посвящена работа. Т.Д. Эсеналиева. Экологическое и дискурсивное содержание характер новой этики базируется на глобальном экологическом принципе (ГЭП - человек не должен вредить себе, другим людям и среде обитания) и дискурсивно-оценочном методе (ДОМ – групповая экспертная и массовая этическая оценка социально-значимых решений с позиции глобального экологического принципа).
В квалификационной работе Т.Д. Эсеналиева, выполненной на тему «Философия нравственного пути человечества», представлены теоретические и технологические основы нравственного пути человечества.
Научная новизна исследования заключается в обосновании смены монетарной этики и определении основных понятий экологической дискурсивной этики, отражающей нравственный путь человечества.
Сделан вывод о том, что религиозные и светские философские концепции, гуманитарные учения не смогли противостоять монетарной этике, ставящей деньги во главу угла, оправдывающей эксплуатацию, угнетение и убийство человека ради обогащения.
Народы и передовые страны мира стали формировать мышление и поведение человека прагматичного, утилитарного, паразитического, способного после процесса расчеловечивания грабить и убивать другого человека.
Разработаны основные понятия философии нравственного пути человечества.
Определены ценности человека и правовой механизм их защиты.
Обоснованы экологические социальные технологии, обеспечивающие воспитание нравственного человека, не вредящего и созидающего.
Предложена новая логика стратегического дискурса органов государственной власти с обществом не на основе системы Гегеля, согласно которой столкновение тезиса и антитезиса предполагают синтез, а на основе дискурсивно-оценочного метода, согласно которому столкновение тезиса и антитезиса порождает дискурс. Если смыслы дискурса не сходятся, то подлежит замене основание тезиса и антитезиса, а также и самих авторов тезиса и антитезиса в случае дальнейшей несходимости дискурса.
Установлено, что новая экологическая дискурсивная этика предполагает непрерывный дискурс и оценку объекта, предмета, социальных субъектов. Субъект-субъектные и субъект-объектные отношения обсуждаются и оцениваются, что обеспечивает устойчивость учения во времени. Учение не развивается, если в нем нет дискурса и оценок. Если заповеди учения незыблемы и тверды, такое учение отрывается от реальности и превращается в догму.
Теоретическая значимость заключается в определении кризиса материалистического монетарного мировоззрения, анализе религиозных и философских учений, обосновании главенства нравственного человека над материальными ценностями и корыстными отношениями, разработке основных понятий и этических категорий нравственного пути человечества, аксиологического обоснования гуманитарных ценностей человека. Идентифицированы всеобщие угрозы человечеству (социопаты, умственная скромность и социальная трусость) и показаны технологии минимизации этих угроз.
Практическая значимость исследования состоит в обосновании смены мировоззренческой парадигмы, которая нашла свое отражение в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/73/329 по формированию культуры мира в духе любви и нравственности. Новые этические понятия используются в содержании обучения и воспитания, направленные на формирование, согласно данной Резолюции ООН, нового нравственного человека во всех государствах мира, способного созидать и не вредить. Так человечество сможет избавиться от летальных войн.
Замечаний к работе нет.
В качестве рекомендаций можно добавить следующее.
Государствам-членам ООН целесообразно использовать во внутренней политике следующие рекомендации, отраженные в работе Т.Д. Эсеналиева, которые направлены на недопущение ядерных конфликтов:
1. Государствам-членам ООН предлагается убирать из армии и медийной сферы социопатов (лиц, утративших совесть, чувство нравственности и сопереживания другим людям), чтобы не допустить катастрофы. Причем это должен быть взаимный процесс. По гуманитарным каналам связи руководством каждого государства-члена ООН обсуждается вопрос взаимного устранения из органов военного управления социопатов, должен организованно происходить обмен данными психолого-психиатрической экспертизы данных руководителей, указываться на общественную опасность их пребывания в органах военно-политического управления.
2. Этика войны должна соблюдаться каждым государством-членом ООН. Это выражается в обоюдном стремлении сторон военного противоборства своевременно убирать из органов военного управления и личного состава лиц, заболевших социопатией, чтобы исключить массовые военные преступления друг против друга и мирного населения.
3. Государствам-членам ООН следует повысить роль психолого-психиатрического обеспечения военного конфликта, то есть предоставить возможность военным психологам и психиатрам независимо осуществлять экспертизу, выявлять социопатов и давать рекомендации военному командованию по организации незамедлительного лечения заболевших военных командиров и начальников, специалистов военного дела.
4. К пленным военным преступникам должно быть гуманное отношение. Это могут быть заболевшие социопатией люди. Их лечить надо, а не расстреливать. В этой связи родственникам плененных военных преступников надлежит настойчиво ходатайствовать о проведении психолого-психиатрической экспертизы этих военнопленных, чтобы сохранить им жизнь и вернуть утраченное психическое здоровье.
5. Государствам-членам ООН по предотвращению ядерной войны целесообразно осуществлять следующие пошаговые действия для военно-политического руководства противоборствующих стран и коалиций:
5.1. Диагностика социопатий.
5.2. Ротации социопатов с занимаемых должностей.
5.3. Лечение и реабилитация командиров и начальников, больных социопатией.
В ходе лечения и реабилитации предусматривается коррекция (восстановление) культурного кода человека, чтобы восстановить способность соблюдать нравственное правило III-С: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя (С1), соседей (С2), среды обитания (С3) мыслью, словом, делом.
Основной метод реабилитации – дискурсивно-оценочная практика. Врач с больными проводит беседы, совместно обсуждает, рассуждает и оценивает по критерию вредно-невредно (нравственно-безнравственно) военно-политические ситуации и их субъектов. Учит различать и оценивать нравственных и безнравственных политиков, изобличать способы манипулирования человеком. Поясняет особенности заболевания – социопатия и социальный паразитизм и их общественную опасность.
При подготовке почвы для переговоров враждующих сторон рекомендуется удалять из переговорных групп психопатов и социопатов, которые будут мешать достичь договоренности. Для этого военные психологи и психиатры проводят диагностику высказываний, фиксируют проявления агрессии у лиц из публичной медийной, информационной сферы, а также у лиц руководящего состава, чтобы своевременно рекомендовать направить на отдых заболевшего руководителя, и не дать его болезни привести к летальной фазе конфликта и возможному применению ядерного оружия.
Всех, кто в публичной и неформальной сфере нагнетают психопатию и истерию агрессии, целесообразно убирать из органов управления и массового информирования для того, чтобы избежать массовых военных преступлений, зверств и крайней жестокости на поле боя и захваченных друг у друга территориях. Эти лица производят массовую психопатизацию населения, лишают противника качеств нормального человека, и запускают «охотничий азарт» (инстинкт внутривидовой агрессии), который приводит к бесчинствам, зверствам, жестокости на поле боя и в тылу враждующих сторон.
Выполняя данные рекомендации, отраженные в работе Т.Д. Эсеналиева, государства-члены ООН сумеют предотвратить ядерную войну в XXI веке.
Заключение
Эсеналиев Т.Д. обобщил все религиозные и светские учения и концепции, пришел к выводу о том, что они перестали способствовать воспроизводству гуманного человека из-за деструктивного воздействия идеологии денег: гемонизма, веры в деньги как в Бога, стремления морально-разложившихся людей к личному обогащению любым путем. Все великие гуманитарные учения мира пали жертвой идеологии денег. В этой связи ученый обосновал новые понятия философии, характеризующие нравственный путь человечества без летальных войн на основе экологической дискурсивной этики. Философию нравственного пути составляют ряд принципов, правило и метод: глобальный экологически принцип (ГЭП – человек не должен причинять вред человеку); глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП – человек должен вести себя так, чтобы не причинять вред человеку); нравственное правило III-C (не вредить себе (С1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом); дискурсивно-оценочный метод (все социально-значимые решения должны обсуждаться, оцениваться с помощью групповых экспертных и массовых этических оценок, затем совместно исполняться и корректироваться с позиции правила III-C.
Экологическая дискурсивная этика составляет содержание мировоззрения нравственного человека, объединяет в себя традиционные духовно-нравственные ценности. Имманентный аспект развития субъектологии общества на основе дискурсивно-оценочного метода раскрывает в новом качестве диалектику дуальной оппозиции, то есть противоположность и одновременное единство тезиса и антитезиса через оценку как промежуточную ступень нового смысла, нахождение меры (оценки) между смыслами полюсов, через дискурс. Амбивалентность – ключ к пониманию, объяснению сути экокультуры, всех механизмов её функционирования и возможности смены парадигмы. Оттесняемые новыми пластами старые пласты культуры не должны уходить на задний план, они должны являться элементами накапливаемого потенциала возможностей альтернатив господствующему в данный момент пласту культуры. Даже в моменте кризиса они становятся основой массового движения для того, чтоб в культурном подсознании формировались инновации, чем без сомнения является данная научная работа.
Диссертация Эсеналиева Таалая Дуйшеновича «Философия нравственного пути человечества», представленная на соискание ученой степени доктора философии по специальности «философия» в международный диссертационный совет IP-IP300 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философии при Институте философии Академии экосоциальных технологий (https://fig.ast.social), соответствует требованиям социальной практики общества и государства, является весомым вкладом в мировую науку и гуманитарный прогресс человечества. Работа представляет практическое и теоретическое значение.
Работа рекомендуется к практическому использованию во всех государствах-членах ООН и образовательных организациях. Эта работа является своеобразным теоретическим и практическим руководством для государств-членов ООН по формированию культуры мира, используя экологическую дискурсивную этику и ее экосоциальные технологии (дисциплинирование, экопедагогика).
Сафиоллин Алексей Маулитжанович
Директор Института нравственной культуры
Член-корреспондент Академии экосоциальных технологий
Россия
14 марта 2023 года