ОТЗЫВ
НА АВТОРЕФЕРАТ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЭСЕНАЛИЕВА ТААЛАЯ ДУЙШЕНОВИЧА
НА ТЕМУ «ФИЛОСОФИЯ НРАВСТВЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА», ПРЕДСТАВЛЕННУЮ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА ФИЛОСОФИИ
Общественное сознание народов всего мира подвергается массированной атаке культа денег и материальных ценностей, ведущий нас к «расчеловечиванию», утрате нравственности в международных отношениях, летальным войнам. Человечество вновь встало на пороге ядерной войны.
В каждой стране мира появились, условно говоря, «убитые», «раненые» и «контуженные» идеологией денег и социального паразитизма, которые активно используют социопаты, угрожающие безопасности человечества.
Социальный паразитизм – способ существования социального субъекта, руководствующегося идеей личной наживы любой ценой. Следствие культа денег, двойных стандартов, расхождения слова и дела. Социальный паразит живет за счет других социальных субъектов, не участвуя или имитируя участие в их созидательной деятельности.
В работе диссертанта даны описания тех людей, которые были полностью поражены идеологией социального паразитизма:
1. Социопаты, используя умственную скромность граждан, образованную из-за развала систем образования во всем мире, захватывают органы государственного управления во всех странах мира. Утратив совесть и чувство сострадания, не чувствуя нравственных страданий общества, социопаты начинают утверждаться в своем существовании, творя всяческий произвол. Наемные социопатами историки и пропагандисты описывают их произвол как правильную государственную и международную политику.
Определены признаки социопатии у государственного руководителя или международного деятеля:
служение деньгам, а не народу;
безнравственный человек, нарушает правило III-C: вредит другим людям и среде обитания мыслью, словом и делом; не созидает, а грабит других людей мыслью, словом и делом; не соблюдает договоренности; использует криминальные способы управления государством и давления на других государства;
шантажирует применением оружия массового поражения, в первую очередь ядерного оружия;
начинает летальные войны, направляет массы людей на смерть;
игнорирует мнение специалистов и экспертов, неспособен вести с ними равный диалог и извлекать из диалога выводы и совершать рекомендуемые специалистами действия;
органы государственного управления формирует как преступную группу, отбирая туда лиц с криминальным опытом, на которых есть компромат.
Формирование умения обсуждать и оценивать социопатов осуществляется в дискурсивно-оценочных сетях. Примеры таких сетей:
Российская цифровая дискурсивно-оценочная платформа со встроенной новой этикой «Стратегия 24» (https://strategy24.ru);
Глобальная нравственность GN (https://globalnrav.ast.social).
2. Умственная скромность граждан связана с тем, что созидательное поведение требует больших энергетических затрат. Мозг человека устроен таким образом, что старается минимизировать энергетические затраты при первой возможности. Для этого у человека формируются привычки, шаблоны, поведенческие потерны, позволяющие не думать, действовать автоматически.
Это обстоятельство усугубляется примитивизацией образования, минимизацией просвещения. Не развитыми и глупыми людьми с хронической умственной ленью легко управлять. Умственная скромность преодолевается путем проблемного обучения и нравственного воспитания.
Подобного рода люди иногда хорошо учатся (у них сплошь и рядом хорошая память) не только в средней, но даже и в высшей школе. Когда же они вступают в жизнь, когда им приходится применять их знания к действительности, проявлять известную инициативу - они оказываются совершенно бесплодными. Они умеют себя держать в обществе, говорить о погоде, говорить шаблонные, банальные вещи, но не проявляют никакой оригинальности (отсюда выражение "Salon blodsinn" - салонное слабоумие). Они хорошо справляются с жизнью лишь в определенных, узких, давно установленных рамках домашнего обихода и материального благополучия.
С другой стороны, сюда относятся и элементарно простые, примитивные люди, лишенные духовных запросов, но хорошо справляющиеся с несложными требованиями ремесла, иногда даже без больших недоразумений работающие в торговле, в органах государственной и муниципальной власти, руководстве коммерческих компаний и корпораций.
Признаки умственной скромности, установленные в СССР учеными В.А. Чигиревым, В.М. Воробьевым, П.И. Юнацкевичем:
А. Утрачена любознательность. Человека не интересуют сложные явления социальной действительности, такие как нравственность, справедливость, патриотизм. Эти слова для них всего лишь лозунги, которые они способны повторить. Но применить их в своей жизнедеятельности неспособны, так как ориентированы на личное выживание и благополучие. На взаимопомощь они не способны. Они не могут поддержать нравственную инициативу или созидательное дело из-за приступов неуправляемой жадности и зависти.
Б. Отсутствуют духовные запросы, под которыми понимается деятельность человека, направленная на созидание для других людей. Осуществляя трудовую деятельность ради других людей, создавая и передавая им духовные и материальные ценности, человек развивается в духовном отношении. Деградация духовной сферы связана с ограничением активности человека, направленная на удовлетворение своих биологических запросом: потребности в питании, размножении и доминировании.
В. Большая внушаемость, постоянная готовность подчиняться голосу большинства, общественному мнению, мнению начальника, руководителя. Это люди шаблона, банальности, моды, среды но не совсем в том смысле, как неустойчивые психопаты. Там люди идут за ярким примером этой среды, за безнравственным примером, "пороком", а здесь, напротив, - за благонравием.
Г. Ограниченные в умственном отношении люди всегда проявляют консерватизм. Из естественного чувства самозащиты они держатся за старое, к которому привыкли и к которому приспособились, и боятся всего нового. Избыток посредственных людей составляет угрозу современной цивилизации в силу их умственной ограниченности. Они подражают поведению начальников и не способны генерировать иные формы поведения, которые могут передаваться через механизм подражания другим людям, в том числе и руководителям. Как людям с резко выраженной внушаемостью, им близко, им свойственно все человеческое, все людские слабости и прежде всего страх и отчаяние. Они очень легко дают реактивные состояния, вслед за соответствующими травмами; острый параноид - после мобилизации, ареста и пребывания в тюрьме, острую депрессию - после потери денег и имущества, острую ипохондрию - после страшного диагноза и так далее.
Д. К конституционально - глупым относятся также субъекты, которые отличаются большим самомнением, высокой самооценкой. Они с высокопарным торжественным видом изрекают общие слова или не имеющие никакого смысла витиеватые фразы, представляющие набор пышных слов без содержания. Смысла в их речи нет, и они сами не понимают значения слов, которые повторяют при удобном случае, если находят слушателя.
Г. Резонерство как характерный признак глупости, стремление субъекта иметь обо всем свое суждение, которое ведет к грубейшим ошибкам, к высказыванию в качестве истин нелепых сентенций, имеющих в основе игнорирование элементарной логики. Тем не менее, такие субъекты умеют больше, чем знают, в результате чего в элементарной жизни они часто оказываются даже более приспособленными, чем так называемые умные люди, совесть и сомнения которых препятствует совершению простейших бытовых действий, например написать жалобу на правонарушителя, выразить свое критическое мнение в слух.
Умственно-скромные люди – это питательная среда для воспроизводства и доминирования социопатов.
3. Гражданская трусость - это отказ выполнять или невыполнение гражданских обязанностей по защите своих прав и свобод, а также защите прав и свобод других людей вследствие страха. Трусость ведет к вырождению общества, развалу государства, утрате прав, свобод и самой жизни.
Профилактика гражданской трусости осуществляется с помощью экопедагогики, описанной в диссертационном исследовании.
В связи с перечисленными факторами, происходящими в мире, актуальна тема и содержание квалификационной работы Т.Д.Эсеналиева на тему «Философия нравственного пути человечества», анализирующая мировую ситуацию в формировании идеологии денег, которая как верно пишет автор во Введении «… разгромила все религиозные и светские учения, привела мир на грань ядерной катастрофы. Расчеловечивание как процесс убеждения людей в том, что они могут убивать других людей, стало технологией запуска летальных войн».
В работе тщательно и корректно рассмотрены религиозные учения и философские концепции, кризис монетарной этики и мировоззрения, основанного на примате денег над человеческими ценностями, приведен аксиологический анализ и обоснование человеческих ценностей, грамотно выстроено понятие экологической дискурсивной этики, убедительно изложены экосоциальные технологии, обеспечивающих нравственный путь человеческой цивилизации.
Безусловно, новым, крайне своевременным является предложенное Т.Д. Эсеналиевым научное и практическое основание экологической дискурсивной этики: глобальный экологический принцип (ГЭП): человек не должен вредить себе, другим людям и среде обитания; глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП): человек должен вести себя так, чтобы не вредить себе, другим людям и среде обитания; нравственное правило III-C: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом; технология смены этической мировоззренческой парадигмы основана на дискурсивно-оценочном методе (ДОМ), который заключается в организации широкого участия граждан в обсуждении и оценке социально-значимых решений с позиций ГЭП, ГЭНП, III-C, а также экосоциальные технологии (ЭСТ), под которыми понимается совокупность приемов применения дискурсивно-оценочного метода при формировании новой мировоззренческой парадигмы; введено понятие экопедагогики как практической педагогической науки, основанной на обучении и воспитании гражданина Российской Федерации согласно ГЭП, ГЭНП, нравственному правилу III-C, дополненные дискурсивно-оценочным методом.
Актуальность и апробация данной квалификационной работы заключается в том, что ключевая идея исследования, которая представляет собой смену этической мировоззренческой монетарной парадигмы на экологическую дискурсивную этику, представлялась в документах Научного консорциума высоких гуманитарных и социальных технологий в Администрации Президента Российской Федерации, Совете Безопасности Российской Федерации и нашла свое отражение в Указе Президента Российской Федерации № 809 от 09.11. 2022 года как государственная задача – обеспечение приоритета духовного над материальным, воспитание высоконравственного гражданина Российской Федерации, который противостоит деструктивной идеологии доминирования материального над духовным.
Замечаний по существу проведенного исследования нет.
В качестве рекомендаций предлагаю следующее: сформировать на базе диссертационной работы учебное пособие для студентов, изучающих международные отношения, чтобы им была понятна философии нравственного пути всего человечества и какие действия необходимо предпринимать государствам-членам ООН, чтобы пойти по этому пути.
Автореферат диссертации соответствует паспорту специальности и представляет собой завершенное, самостоятельное и квалифицированное научное исследование на актуальную тему, выполненную на должном научно-теоретическом уровне, а ее автор − Эсеналиев Таалай Дуйшенович заслуживает присуждения ученой степени доктора философии.
Ибраимова Сайкал Сейтакуновна
Декан факультета международных отношений
Ошского государственного университета
кандидат политических наук, доцент
14 марта 2023 года,
Киргизия