ОТЗЫВ

НА АВТОРЕФЕРАТ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЭСЕНАЛИЕВА ТААЛАЯ ДУЙШЕНОВИЧА 

НА ТЕМУ «ФИЛОСОФИЯ НРАВСТВЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА», ПРЕДСТАВЛЕННУЮ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА ФИЛОСОФИИ

 

Торстейн Веблен известен тем, что предложил современную социокультурную модель вкуса и потребления, которая базируется на экономических основаниях. Ключевым моментом своей теории Веблен сделал отклонение от принципа максимизации полезности, суть которого заключается в том, что не экономическая польза является базисом максимизации полезности, а социокультурные предпочтения и взаимодействия. Человека он представлял как существо, стремящееся к подражанию, что играет существенную роль в формировании мировоззрения, вкуса к предпочтительным товарам и услугам, и только на этом основании можно расширить экономическую сферу. По мнению Т. Веблена, классическая экономическая концепция спроса и предложения должна быть преобразована и дополнена, чтобы реалистичнее выражать социокультурные (как религиозные, так и светские) потребности, формируемые архитектурой вкуса.  

Культура глобального потребления, различные экологические движения в массовом сознании сделали актуальными и востребованными вещи не из природных материалов, а из искусственных синтетических, что является трендом современности (искусственные шубы, обувь и сумки из искусственной кожи и т.д.). Следует отметить, что упорно и последовательно ведутся научные разработки по синтезу искусственного мяса, молочной продукции, что становится признаком стиля и моды современного общественного развития и тренд для массового потребления. Предлагая вкус как экономический фактор и сливая его с неоклассической гипотезой ненасыщения, Веблен констатирует факт о том, что никакой человек никогда не может быть удовлетворен своим положением.

Переформатирование и перезагрузка капитала, которые начались с  1970 по 80-гг. XX в., привели к «дезорганизованному капитализму» или постфордизму, что выражается в демонополизации экономических структур и появлению рынков нового формата, которые не только дезорганизовывали имеющиеся рынки, но и показали финансовую зависимость отдельных рынков от стратегии корпоративных рейдеров, что послужило поводом для разработки новых норм рынка.

Широко отмечается, что в культуре глобализации изменения на рынке услуг финансирования оказали свое влияние на торговлю и промышленность. Возникла необходимость в правовом регулировании интересов различных деловых кругов, претендующих на распределении сфер влияния экономических рынков.  

В связи с перечисленными факторами, происходящими в мире, актуальна тема и содержание квалификационной работы Т.Д. Эсеналиева на тему «Философия нравственного пути человечества», анализирующая мировую ситуацию в формировании идеологии денег, которая как верно пишет автор во Введении «… разгромила все религиозные и светские учения, привела мир на грань ядерной катастрофы. Расчеловечивание как процесс убеждения людей в том, что они могут убивать других людей, стало технологией запуска летальных войн».

В работе тщательно и корректно рассмотрены религиозные учения и философские концепции, кризис монетарной этики и мировоззрения, основанного на примате денег над человеческими ценностями, приведен аксиологический анализ и обоснование человеческих ценностей, грамотно выстроено понятие экологической дискурсивной этики, убедительно изложены экосоциальные технологии, обеспечивающих нравственный путь человеческой цивилизации. 

Безусловно, новым, крайне своевременным является предложенное Т.Д. Эсеналиевым научное и практическое основание экологической дискурсивной этики: глобальный экологический принцип (ГЭП): человек не должен вредить себе, другим людям и среде обитания; глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП): человек должен вести себя так, чтобы не вредить себе, другим людям и среде обитания; нравственное правило III-C: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом; технология смены этической мировоззренческой парадигмы основана на дискурсивно-оценочном методе (ДОМ), который заключается в организации широкого участия граждан в обсуждении и оценке социально-значимых решений с позиций ГЭП, ГЭНП, III-C, а также экосоциальные технологии (ЭСТ), под которыми понимается совокупность приемов применения дискурсивно-оценочного метода при формировании новой мировоззренческой парадигмы; введено понятие экопедагогики как практической педагогической науки, основанной на  обучении и воспитании гражданина Российской Федерации согласно ГЭП, ГЭНП, нравственному правилу III-C, дополненные дискурсивно-оценочным методом.

Актуальность и апробация данной квалификационной работы заключается в том, что ключевая идея исследования, которая представляет собой смену этической мировоззренческой монетарной парадигмы на экологическую дискурсивную этику, представлялась в документах Научного консорциума высоких гуманитарных и социальных технологий в Администрации Президента Российской Федерации, Совете Безопасности Российской Федерации и нашла свое отражение в Указе Президента Российской Федерации № 809 от 09.11. 2022 года как государственная задача – обеспечение приоритета духовного над материальным, воспитание высоконравственного гражданина Российской Федерации, который противостоит деструктивной идеологии доминирования материального над духовным.

Замечаний по существу проведенного исследования нет.

В качестве рекомендаций предлагаю следующее:

1. В раздел аксиология общеобразовательной дисциплины «Философия» в ВУЗах необходимо ввести предложенную методику для полного представления универсальной компетенции УК-1, призванной не только формировать способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях, но и задавать нравственные императивы гражданина Российской Федерации.

2. Предложенная авторская концепция может быть востребована в дисциплине «Биоэтика» в качестве теоретического и практического базиса экологической дискурсивной этики, которая утверждает принцип уважения ко всем формам жизни, ценность каждого живого существа («Environmental Ethics. Policy document». P. 7).

Автореферат диссертации соответствует паспорту специальности и представляет собой завершенное, самостоятельное и квалифицированное научное исследование на актуальную тему, выполненную на должном научно-теоретическом уровне, а ее автор − Эсеналиев Таалай Дуйшенович заслуживает присуждения ученой степени доктора философии. 

 

Вигель Нарине Липаритовна

доктор философских наук, доцент

заведующий кафедрой философии

ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России

 

13.03.2023 г.

 
Поделиться в соц.сетях

© 2018 Институт философии АСТ.

^ Наверх