ОТЗЫВ
официального оппонента на диссертацию Эсеналиева Таалая Дуйшеновича «Философия нравственного пути человечества», представленную на соискание ученой степени доктора философии по специальности «философия»
Актуальность избранной темы
Проблема выбора человеком нравственного пути является одной из наиболее актуальных проблем современной социально-философской мысли Вьетнами. Для постиндустриального общества характерены ощутимый упадок нравственности, утрата нравственных идеалов, что обуславливает глубокий мировоззренческий и поведенческий кризис, который и привел к эскалации социальной энтропии в современном мире. В этой связи представляется весьма значимым обращение к этическому потенциалу нравственного пути человечества. Этот путь наполнен взаимоотношениями людей и гармонией с природой, которые построены на глобальной экологическом принципе (ГЭП) – человек не должен вредить себе, другим людям и среде обитания.
Вьетнамский философ Нгуен Кхак Куанг, кадидат философских наук, отмечает повышенный интерес современной вьетнамской, российской и западной философии эпохи постмодернизма к культурам Востока. Давно ушли в прошлое европоцентристские стереотипы, которые рисовали восточные миры как «отсталые», еще не достигшие уровня западной культуры, взятой за образец. Современная социально-философская мысль исходит из парадигмы многополярного мира, признания самоценности и оригинальности каждой культуры народов мира. При этом большинство исследователей в качестве позитивных черт культур Востока отличают такие их черты, как обращенность к экзистенциальным глубинам человека, диалогические отношения с природой, преобладание чувственно-эмоциональных, интуитивных, внерациональных моментов познавательной деятельности. Вместе с тем исследователи обращаются в основном к этическим традициям Индии, Китая и Японии, а этическая культура Вьетнама, которая не менее богата и многообразна.
Следующий аспект актуальности данной проблемы связан с феноменом диалога западной, восточной и российской культур. Причем, если в отношении Запада можно заметить, что рецепция культурных ценностей Востока плодотворна для него, поскольку она нейтрализует известный перекос «аполлонизма» (Ф. Ницше), то Россия, будучи цивилизацией евразийской, отражаясь в зеркале восточных культур (в частности культуры Вьетнама), эксплицирует свои внутренние восточные мотивы и таким образом обретает самотождественность.
Степень научной разработанности проблемы
Проблема нравственного пути в философской мысли рассматривалась чаще всего как составная часть проблемы свободы воли, где понятие воли заменялось понятием выбора. Идея свободы выбора к концу античности прочно входит в состав основных философских учений. В истории философии выделяются два способа понимания свободы воли.
Первый способ (Аристотель - схоласты — Г.В.Ф. Гегель) представляет волю как способность разума к самоопределению и порождению особой причинности.
Второй способ (Платон - стоики -Августин - И. Кант) понимает свободу воли как независимость от внешней причинности и соответственно способность к самоопределению. Здесь синонимом понятия «свобода воли» может выступать «свобода выбора».
В европейской философии Нового времени просматриваются различные точки зрения на проблему выбора. У Р. Декарта (Декарт Р. Первоначала философии // Сочинения. В 2 т. Т. 1. - М., 1989) свобода выбора есть нечто само собой разумеющееся, то что не нуждается в доказательствах. Б. Спиноза (Спиноза Б. Этика. - СПб., 1993. С. 78) отрицал свободу воли. Г.В. Лейбниц (Лейбниц Г.В. Рассуждение о метафизике.; Теодицея // Сочинения. В 4 т. Т. 4. - М., 1989) связывал свободу воли с разумом, хотя и не может быть полностью им детерминированной.
Первые комплексные исследования ситуации нравственного пути в философии были осуществлены И. Кантом (Кант И. Критика практического разума // Собрание сочинений в 8 тт. Т. 3. - М., 1994), который в основу философии нравственного пути положил этическое понятие долга.
И. Кант (Кант И. Метафизика нравов // Собрание сочинений в 8 тт. Т. 6. - М., 1994) определял волю как способность желания, определяющее основание которой находится в разуме, или иначе - как способность определять самое себя к действию сообразно представлению закона. Свободная воля подчиняется нравственным законам (Кант И. Основы метафизики нравственности // Собрание сочинений в 8 тт. Т. 6. — М., 1994).
В европейской традиции нравственный путь имеет прежде всего интеллектуальные основания, поскольку воля рассматривается как функция разума. Чувство рассматривается как возможный источник зла и нарушения порядка, дисгармонии. Понятие воли является особенностью прежде всего западноевропейского менталитета, но восточные традиции не связывают поступки человека в такой жесткой мере с разумной способностью человека.
Бессознательные мотивы нравственного пути рассматривались в философской традиции психоанализа (3. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм).
Проблема нравственного пути в связи со свободой воли рассматривалась в русской философской традиции. JI.M. Лопатин (Лопатин Л.М. Статьи по этике. - М., 2004) отмечал, что человек сам творит свой собственный нравственный мир, изменяет его своими усилиями.
Вл. Соловьев в «Оправдании добра» отстаивал идею ценностно-ориентированной свободы (См.: Соловьев B.C. Сочинения в 2х тт. - М., 1990. Т. 1.).
С.Н. Булгаков акцентировал внимание на центральном значении совести для нравственного пути и отмечал, что выбор человека идти нравственным путем своей жизни имеет прежде всего объективные критерии (Булгаков С.Н. Свет невечерний. - М., 1994).
H.A. Бердяев говорил об онтологических основаниях нравственного пути в своей этике творчества (Бердяев H.A. О назначении человека. - М., 1998).
Н.О. Лосский в своей концепции абсолютной этики рассматривал как одно из ее условий свободу воли, которая предполагала абсолютность нравственной ответственности и принципиальность нравственного выбора (Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М., 1991).
С.А. Левицкий анализировал выбор между индивидуализмом и коллективизмом, который, по его убеждению, должен осуществиться в персонализме, осуществленном на основе утверждения свободы через императив «служения ценностям сверхличного и сверхобщественного порядка», прежде всего ценностям религиозно-нравственным (Левицкий С.А. Трагедия свободы. - М., 2000).
В современной российской философской науке вопросы нравственного пути изучались в работах В.И. Бакштановскогог. Главное внимание в них уделено анализу методологических проблем праксиологического аспекта нравственного выбора человека каким же путем ему идти – вредить или н евредить людям? Созидать для других или грабить, уничтожать других? Ученый так определяет свою основную задачу - она заключается в том, чтобы «рассмотреть элементы стратегии и тактики морального выбора личности» и «перекинуть мостик» от общего критерия нравственности к каждодневным поступкам» (Бакиггановский В. И. Моральный выбор личности; цели, средства, результаты. - Томск, 1977).
В начале 80-х гг. проблеме нравственного пути был посвящен целый ряд статей С.Ф. Анисимова, В.Т. Ганжина, A.A. Гусейнова, Б.О. Николаичева, Ю.В. Согомонова, А.И. Титаренко и др. (Моральный выбор. - М., 1980). При этом основное внимание было уделено методологии проблемы. Данные исследователи рассматривали следующие аспекты нравственного пути: место поступка в структуре нравственного выбора; необходимость и свобода выбора нравственного пути; роль чувственных иных моментов этого процесса.
Исследованию нравственного пути с точки зрения психологии посвящено исследование И.Н. Михеевой, которая изучала нравственную жизнь личности, «обнаруживающей в себе равновеликие способности к совершению как добрых, так и злых поступков» (Михеева И.Н. Амбивалентность личности: морально-психологический аспект. - М., 1991).
В настоящее время отдельные проблемы нравственного пути изучаются как одна из важнейших проблем этики А.М. Сафиоллиным, С.В. Горюнковым.
Как предпосылки нравственного выбора им были рассмотрены понятия: смена мировоззренческой парадингмы мышления, примат духовного над материальным, нравственность, нравственное сознание, нравственное воспитание, этические оценки, шкалы массовых этических оценок, измерение нравственности.
Исследования проблемы выбора человека идти нравственным путем в Башкортостане, начатые Д.Ж. Валеевым, продолжили Д.Х. Акбашева, Л.А. Иткулова, З.Я. Рахматуллина, А.Я. Фаткуллина (Валеев Д.Ж. Происхождение морали. - Саратов, 1981.; Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. - Уфа, 1989; Валеев Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. - Уфа, 1998.; Валеев Д.Ж. Этика. - Уфа, 2000).
в различных этномифологиях (греческой, русской, башкирской, индийской, китайской и вьетнамской) были определены такие этические ценности, как долг, честь, справедливость, патриотизм, которые имеют значение и для нравственного выбора современного человека;
Если в Китае такие нравственные категории, как «верность», «сыновняя почтительность», «гуманность» и другие, согласно конфуцианской теории, нацелены на укрепление абсолютной власти императора, отца, и на закрепление абсолютного повиновения нижестоящих вышестоящим, то во Вьетнаме эти категории усилены таким понятием, как нравственность. И именно с учетом этого там воспринимаются все вышеперечисленные добродетели. Не вредить и созидать для других, защищать свое Отечество – высшая нравственная ценность, через призму которой проходил весь процесс восприятия во Вьетнаме иностранной культуры в целом, и конфуцианских идей в частности. Это объясняет, почему вьетнамские конфуцианцы тяготели к этике - они больше обсуждали вопросы «верности», «сыновней почтительности», «чувства долга», но редко обращались к проблемам из разряда метафизики, абстракции, религии. Вьетнамцы всегда придавали большое значение вопросам укрепления нравственных основ общества, развития сельского хозяйства, сплочения семьи, рода, общины, совершенствования системы образования.
В 1930-х - 1950-х годах появляются работы вьетнамских исследователей религиозно-мифологических нравственных представлений. Чан Ван Зяп опубликовал фундаментальную монографию по вьетнамскому буддизму, Дао Зюи Аня. Автором исследования «Древняя история Вьетнама» стал Нгуен Ван Хуе-на, исследовавший влияние даосизма на вьетнамскую мифологию.
Нравственная моровоззренческая парадигра вьетнамского народа создается в образовательных системах и направолена на формирование следующих социально-важных качеств граждан Вьетнама:
приоритет долга перед своим народом, реализующийся в почитании предков и осознании первенства общественных интересов перед личными;
культ семейных ценностей, основанных на принципах сыновней почтительности;
верности, милосердия, самопожертвования;
честности и трудолюбия;
неукоснительное следование традициям;
патриотизм;
экологизм;
Нравственная парадигма мышления граждан Въетнама заключает в себе духоформирующий потенциал, способный помочь современному миру в преодолении нынешней бездуховности и формировании нравственной культуры современных поколений во всех государствах-членах ООН.
Однако специфика нравственного пути еще не становилась предметом специального исследования.
Тему исследования, посвященного обоснованию теоретического философского и технологического содержания нравственного пути человечества, считаю актуальной.
Содержание работы
Работа состоит их трех глав и объемного практического приложения. Первая глава посвящена этическому анализу религиозных и светских философских концепций. Обобщены первичные религиозные и светские учени, проанализированы основные религии мира и этические концепции Западных философов. Выявлено, что этический запрет на вред, установленный философскими и религиозными учениями, не может остановить летальные войны, убийства человеком человека. Примат материального над духовным в мировоззрении обесценивал человеческую жизнь и судьбу.
Материальные ценности стали доминировать над человеческими. Ради личного обогащения люди стали морально разлагаться и разрушать друг друга.
Монетарная этика, основанная на культе денег, захватила общественное сознание. Она стала разрушать все религии, философии, науки, искусства и общества. Превратилась в смысл жизни. Истиной перестали интересоваться, весь интерес сосредоточился на получении денег любой ценой.
Из этого монетарного взгляда на мир стал проистекать и потребительский взгляд на самого себя, свои силы и способности и на снятие всех этических и правовых ограничений перед ограблением другого человека. За счет монетарного мышления и поведения стало очевидным, что человек может расчеловечить других людей и забрать у них материальную основу жизни и саму жизнь ради личного обогащения.
Наиболее деструктивной религией современности можно назвать религию денег, основанную на культе и вере в деноги как универсильную силу. Таким образом деньги приобрели несвойственную им функцию. Кроме функции обмена результатами труда, возник новый культ, который переформатировал все светские и религиозные учения. Противопоставить этой деструктивной религии можно новую этику, основанную на глобальном экологическом принципе и дискурсивно-оценочном методе.
Во второй главе произведен анализ материальной парадигмы мышления. Показано, что культ денег и личного обогащения причиняет вред всем и каждому. Осуществлен аксиологический анализ ценностей общества. Описана экологическая социальная технология формирования нравственной атмосферы в обществе и государстве.
Нравственное развитие можно осуществлять через нравственное образование. Образовывать же можно и нужно не только детей и подростков, но и взрослое население. Образование взрослых – основа образования. Комплекс проблем, связанных с функционированием системы образования взрослых, имеет свою содержательную специфику, обусловленную особенностями контингента процесса образования взрослых, а также своеобразием задач, на выполнение которых направлена деятельность подразделений системы непрерывного образования. Отсюда и своеобразие теоретических подходов к вопросам его развития в современных условиях и содержательное наполнение вовлекаемой в поисково-познавательный процесс терминологии, понятийного аппарата.
Становление экологической педагогики происходит в условиях запроса общества на повышение качества образования. Этот запрос призвана удовлетворить экологическая педагогика или экопедагогика. Объектом экопедагогики являются отношения и оценки учителей, родителей и учеников. Предметом экопедагогики выступает учебных и воспитательный процесс, организованный в форме дискурсивно-оценочных практик. Основным методом экопедагогики является дискурсивно-оценочный метод.
Развитие экопедагогики как новой педагогической науки обусловлено противоречием между дефицитом специалистов в обществе и запросом общества на квалифицированный и ответственный труд представителей всех социально-значимых профессий: врачей, учителей, полиции, армии, судов, прокуратуры, органов безопасности, торговли и промышленности, сельского хозяйства, органов государственной и муниципальной службы, высших должностных лиц государства.
Разрешается это противоречие путем внедрения дискурсивно-оценочного метода в педагогическую практику. Особенности использования этого метода для обучения и воспитания различных категорий детей и взрослых нужно определять, опираясь на результаты научных педагогических исследований.
В третьей главе описана экологическая дискурсивная этика. Показано, как осуществляется формирование культуры мира с помощью экологических социальных технологий. Приведен Классификатор угроз человечеству: социопаты, умственная скромность и трусость.
Смена этической мировоззренческой парадигмы основана на практическом использовании экологической дискурсивной этики в регулировании общественных отношений.
Раскрыто содержание экологической дискурсивной этики, которая основа на следующих принципах и правиле:
глобальный экологический принцип (ГЭП): человек не должен вредить себе, другим людям и среде обитания;
глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП): человек должен вести себя так, чтобы не вредить себе, другим людям и среде обитания;
нравственное правило III-C: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3), ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью (М), словом (С), делом (Д).
Важным элементом работы является технология смены этической мировоззренческой парадигмы, которая основана на практическом применении дискурсивно-оценочного метода (ДОМ), заключающегося в организации широкого участия граждан в обсуждении и оценке социально-значимых решений с позиций ЭДЭ (экологической дискурсивной этики, включающей в себя ГЭП, ГЭНП, III-C, ДОМ, ЭСТ).
ЭСТ (экологические социальные технологии) - это совокупность приемов применения дискурсивно-оценочного метода для формирования на планете Земля нравственной атмосферы.
В приложении исследователь сформировал важный практический блок:
Экопедагогика: педагогические технологии воспитания нравственного гражданина .
Занятие № 1. Нравственное правило не вредить себе.
Занятие № 2. Нравственное правило не вредить другим.
Занятие № 3. Нравственное правило не вредить среде.
Занятие № 4. Нравственный компас.
Занятие № 5. Пятиминутка нравственности.
Занятие № 6. Противодействие деструктивным идеям.
Занятие № 7. Упражнения по формированию нравственной личности.
Занятие № 8. Упражнения нравственности .
Организационно-методические указания учителю по проведению уроков нравственности.
Методика диагностики социопатии «КВП-64».
Философско-правовая концепция приведения законодательства государств-членов ООН в соответствие с Резолюцией ООН A/RES/73/329 "Формирование культуры мира в духе любви и нравственности".
Типовые управленческие акты по реализации Резолюции ООН A/RES/73/329 "Формирование культуры мира в духе любви и нравственности".
Культура мира.
Глобальная нравственная экономика.
Степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации
Все утверждения в диссертации являются точными, они тщательно и полностью обоснованы с использованием строгих и корректных гумманистических, философских рассуждений, педагогических техник воспитания социально-важных качеств нравственной личности государства-члена ООН, правовых актов и норм, в том числе проектов нормативных актов Высших должностных лиц государств-членов ООН, технологических алгоритмов и решений.
Теоретическое значение работы состоит в том, что предложенные в диссертации социально-философские понятия экологической дискурсивной этики нравственного пути дают возможность выработать новые, отвечающие современным реалиям концептуальные положения о становлении нравственной культуры в условиях мировоззренческого и духовного кризиса современного общества, пораженного деструктивной идеолгией Веры в деньги как в Бога.
Достоверность и новизна исследования, полученных результатов,
выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации
Полученные в диссертации результаты являются новыми и достоверными, представляют несомненный научный и практический интерес. Они согласуются с известными ранее результатами философских исследований в Епропе, на Востоке и в Азии.
Подводя итоги данного исследования, отметим, что нравственный путь человечества выполняет онтологическую функцию — сохранение космического порядка и равновесия, он задает определенные образцы и модели поведения каждого человека.
Нравственность представлена как динамическая дискурсивно-оценочная система, уточняющая и корректирующая этические идеи и нормы, посредством которых в духовно-практическом опыте людей создаются и утверждаются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как сознательное и ответственное существо.
Специфика нравственного выбора состоит в том, что нравственный выбор не предполагает свободы как обязательного условия, но порождается влиянием других людей.
Нравственный человек испытывает чувство ответственности за коллектив. Он совершает нравственный выбор не вредить и созидать. Это человек добр в отношениях, чувствует долг и личную отвественность за порученное дело.
Нравственный человек обладает нравственной интуицией, стремлением не вредить и созидать для други, что являюется его сущностью.
Нравственный выбор дискуссионен, измерим с помощтю оценочных шкал вреда, имеет много нюансов. Руководствуясь высокими нравственными ценностями при осуществлении выбора, человек оказывает тем самым созидательное воздействие на все общество и природу.
Онтологические основания выбора нравственного пути имеют единую этическую основу, заключенную в дискурсивном и оценочном процессе, пребывая в котором человек и совершает выбор своего жизненного пути.
Единая этическая основа заключается в том, что человек свободен в своем выборе и, если не заглушена его глубинная нравственная интуиция, то выбор будет сделан в пользу нравственного пути. Человек не будет вредить, будет созидать, в отношениях будет добрым, что обеспечит ему долголетие.
Выбор человека постоянно обсуждаем и многократно оценивается, не может быть кардинальным и однозначным. Коридор дискурса и оценки, освященный нравственным правилом III-C (не вредить себе (С1), соседям (С2), среде (С3) ни мылью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом) ведет его к нравственному выбору. Если фанарь III-C разбить, то есть не соблюдать, и пытатья выйти за пределы этого коридора, то присходит катастрофа. Нарушается гармония в человеческих отношениях и начинается деградация человека как нравственного существа. Но, тем не менее, именно за человеком остается возможность выбора — восстановить свое движение по нравственному пути либо продолжать по инерции движение в сторону безнравственности, то есть вредить другим людям и в итоге самому себе. Нравственное поведение, не дожидаясь лучшей участи человека после смерти на небесах или в будущих рождениях, награждается уже в нынешнем существовании духовным и материальным благополучием.
На нравственном пути человек выбирает между индивидуальным и общим благом. В понятие общего блага входит следование существующим родовым традициям и нравственному правилу III-C. Их нарушение в пользу индивидуальных интересов приводит человека к гибели.
Внутренная борьба происходит в форме противоборства чувства долга и личной отвественности и безотвественности, ленивости человека. При первой возможнотси уклониться от личной ответственности человек всегода уклоняется. Но будучи объектом внимания других ленивый человек вынужден делать выбор в пользу нравственного поведения – стать отвественным за коллектив человеком. Важной этической категорией в философии становится категория долга и личной отвественности. Долг и личная отвественности понимается в философии нравственного пути не только как следование родовым традициям, но и как безграничное расширение человеческих возможностей, борьба за благо людей, преодоление хаоса, безнравственности, социального паразитизма.
В повседневной жизни граждане в своем выборе нравственного пути должны ориентироваться на такие нравственные ценности, как честь, справедливость, верность своему долгу перед своими руководителями и начальниками (доверие власти), родителями (сыновняя почтительность), перед супругом (верность), перед детьми (любовь), наконец, перед своей родиной, своим народом.
Этическими парадигмами нравственного выбора являются приоритет долга перед своим народом, реализующийся в почитании предков и осознании первенства общественных интересов перед личными; семейных ценностей, основанных на принципе сыновней почтительности, проявляющейся в верности, милосердии и самопожертвовании; честности и трудолюбия; неукоснительного исполнения норм и поддержания традиций.
Этическая парадигма нравственного выбора актуальна для современности и заключают в себе духоформирующий потенциал, способный помочь современному миру в преодолении нынешней безнравственности и формировании нравственной культуры современных поколений во всего государствах-членах ООН.
Философия нравственного мути востребована в диалоге культур Востока, России и Запада, поскольку и в ситуации постиндустриального общества продолжает сохранять свою антропологическую функцию, поддерживает ценностную ориентацию общества и личности в ряде важнейших моментов: жизнь ради блага своего народа; осознание ответственности в формировании нравственного облика эпохи; сохранение семьи как ядра для человека и общества.
Духовный потенциал формируется путем служения другим людям. Когда человек созидает для других и другие это положительно оценивают, то возникает дух у человека, который чувстсвуют другие и доверяеют такой высокодуховной личности. Духовный потенциал имеет важное значение для преодоления нравственного кризиса личности в современном мире.
Значимость для науки и практики полученных автором результатов
Результаты диссертационной работы вносят вклад в развитие философии, обогащаают социальную практику мирового сообщества, направлены на научно-методическое обеспечение исполнения Резолюции Гекнеральной Ассамблеи ООН № A/RES/73/329 "Формирование культуры мира в духе любви и нравственности" от 25 июля 2019 года.
В работе обоснована сущность категории «нравственный путь» как категории, обозначающегй действие или акт нравственной деятельности индивида, который не вредит себе, другим людям и среде обитания, созидает для себя, других людей и среды обитания. Этическая категория «нравственный путь» не связана с такими этическими категориями как «добро», «зло». Нравственный путь связан с категорией «Другие», которые и определяют мировоззрение человека, его ценности, идентификацию и поступки. Смена этической мировоззренческой парадигмы «Других» создает нравственную атмосферу на планете Земля. Содержанием нравственной этической парадигмы «Других» становятся такие понятия как «не вредить и созидать», «обсуждать и оценивать». Переопределение понятия нравственность через глобальный экологический принцип позволяет разработать новые технологии, получившие название экосоциальных, для создания на планете Земля нравственной атмосферы.
Выявлены особенности нравственности как глобального проекта, включающего в сеюя систему идей, принципов и правил, технологий. Посредством этих правил и технологий в духовно-практическом опыте людей создаются и утверждаются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как сознательное и ответственное существо, не присиняющее вред другим и созидающее для других, то есть как нравственный человек.
Определена специфика нравственного пути. Выбор этого пути не предполагает свободы как обязательного условия, но порождает ответственность за коллектив; нравственный выбор онтологичен, поскольку является выбором между жизнью и смертью. Конечность человека, сделавшего выбор идти по нравственному пути, продлевает само существование человечества в бесконечность. Выбор нравственного пути является отвественным поступком каждого жителя планеты, заинтересованного в Светлом Будущем своих потомков. Идя по безнравственному пути, преследуя корытсные интересы, вредя другим людям, гедонизируя и паразитируя, человек ускоряет приближение своего фатального конца жизни. Он умирает. Память о нем исчезает во времени. Потомки не могут опираться на богатства безнравственного человека, так как все его имущество будет перераспределено другими людьми.
Конкретные рекомендации по использованию результатов и выводов диссертации
Результаты и выводы диссертации могут быть использованы при исполнении Резолюции Гекнеральной Ассамблеи ООН № A/RES/73/329 "Формирование культуры мира в духе любви и нравственности" от 25 июля 2019 года.
Кроме того, разработанные понятия экологической дискурсивной этики и экологические социальные технологии могут использоваться в системах образования государств-членов ООН для воспитания нравственности личноти своего гражданина, чтобы была сформирована культура мира, человек не вредил себе и другим людям, созидал для себя и других людей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке учебных курсов по философии, культурологии, этике, религиоведению, а также для спецкурсов для студентов философских и других гуманитарных факультетов высших учебных заведений России и Вьетнама.
Содержание диссертации, ее завершенность
Диссертация представляет собой целостное, завершенное исследование на заданную тему. Введение составляет 9 страниц, первая глава 139 страниц, вторая глава 45 страниц, третья глава 44 страницы, приложения занимают 148 страниц. Вся работа составила 488 страниц.
Достоинства и недостатки в содержании и оформлении диссертации
Отметим следующие недостатки диссертации:
1. Первая глава в три раза больше других глав.
2. В работе автор не осуществил анализ вьетнамской мифологии, отражающий этические воззрения вьетнамского народа: «Собрание выдающихся праведников из сада тхиен» (XIII в.); «О духах земли Вьет» («Собрание таинств и чудес земли Вьет») Ли Те Сюйен (XIV в.); «Удивительные события земли Линьнам» By Куинь и Киеу Фу (XV в.); «Сны Южного старца» Хо Нгуен Чынга (XV в.); «Сочинения, оставленные Тхань Тонгом» (XV в.); «Пространные записи рассказов об удивительном» Нгуен Зы (XVI в.); «Краткие записи об увиденном и услышанном» Ле Куй Дон (XVIII в.); «Новое собрание рассказов об удивительном» Доан Тхи Дием (XVIII в.); «Записки о том, как тутовые посадки превращаются в синее море» и «Записи, сделанные во время дождя» (XIX в.); Летописные своды: «Краткое изложение истории Великого Вьета» (XII-XIV вв.) — сочинение буддийской официальной традиции, «Запись истории Великого Вьета, полное описание» - произведение развитой неоконфуцианской историографической традиции, «Отражение истории Вьета, основа и частности, составленное по повелению императора» летописный свод, составленный под руководством Фан Тхань Зяна в XIX в.
3. Безусловно, данное диссертационное исследование не претендует на всестороннее и полное освещение обозначенной проблемы и не исчерпывает всей ее сложности и многообразия. Многие затронутые в работе проблемы требуют более углубленного их осмысления.
На наш взгляд, в связи со вступлением современного мира в эпоху постмодернизма, актуализирующего идею диалога Запада и Востока, представляется существенной на серьезном теоретико-методологическом уровне разработка вопроса о духовном потенциале России для осуществления этого диалога.
Более углубленного изучения, на наш взгляд, требует сопоставительное осмысление этического измерения российской философии с вьетнамской, китайской, индийской, японской философиями, для которых понятие нравственного пути и примата духовного над материальным является традиционным, национальным достоянием, подвергнутым в настоящее время деструктивному влиянию идеологии денег, превратившей философов в наемных работников, а не учителей человечества.
Думается, что углубление анализа намеченных вопросов позволит обрисовать более целостную картину этического измерения социальной практики. Накопление теоретического материала по этой проблеме имеет, на наш взгляд, большое значение в задействовании, в частности, и духовного ресурса созидания для других, в духовном оздоровлении современного общества, в нравственном воспитании и просвещении подрастающих поколений.
Несмотря на указанные недостатки, в целом диссертация производит очень хорошее впечатление. Тема диссертации актуальна. Автореферат правильно и полно отражает содержание диссертационной работы. Все основные результаты опубликованы в количестве 34 публикации и доступны общественности на сайте Института международной безопасности и информальной юстиции: https://sis.ast.social.
Результаты диссертации прошли достаточную апробацию и были широко обсуждены и поддержаны общественностью в разных странах мира. Работа претензует на всечеловеческое учение нравственного пути и требует своего развития и популяризации.
Заключение
Диссертация Эсеналиева Таалая Дуйшеновича «Философия нравственного пути человечества», представленная на соискание ученой степени доктора философии по специальности «философия» в международный диссертационный совет IP-IP300 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философии при Институте философии Академии экосоциальных технологий (https://fig.ast.social), соответствует требованиям социальной практики мирового сообщества, является значительным вкладом в мировую науку и гуманитарный прогресс человечества. Очевидна практическая значимость работы.
Эсеналиев Таалай Дуйшенович заслуживает присуждания искомой научной степени доктора философии.
Чинь Лыонг Куанг
доктор физико-математических наук
директор Вьетнамо-Российского центра в Университете Бинь Зыонг Провинции Бинь Зыонг
Вьетнам
«18» марта 2023 года