Печать

В трезвых и взвешенных суждениях о социализме, приведённых выше, отчётливо просматривается их коренное отличие от той прогрессистской лжи “о светлом и свободном будущем”, которая до сих пор заставляет нас то “разбрасывать камни”, то “собирать их”. Но поэтому и стоящая перед нами задача номер один – запомнить раз и навсегда, что продолжающая владеть умами прогрессистская ложь о “светлом и свободном будущем”, постоянно сопровождаемая тёмным несвободным настоящим – это и есть тот самый последний бастион, без взятия которого мы никогда не выйдем из режима “смутного времени”, никогда не перестанем быть куклами в руках манипуляторов.

 

Мы должны понять, что “абсолютная свобода, не ограниченная никаким божеским законом, никакими общественными устоями, та свобода, о которой мечтают и краснобайствуют молокососы или сумасшедшие (а от себя добавим – и взрослые инфантилы – авт.), невозможна, а если бы была возможна, то была бы гибельна как для личности, так и для общества» (А.С.Пушкин). Освободиться от морока лжи о “светлом и свободном будущем” – и означает сделать первый шаг на пути к светлому и свободному настоящему, к нравственному пути, – потому что решение стать нравственным человек может принять хоть “с понедельника”, хоть “с нового года”, и не только принять, но и следовать ему в течение всей жизни. В этом – отличие нравственного пути от строительства социализма, коммунизма, где все строили коммунизм, но никто конкретно за это самое строительство не отвечал.

Вместе с тем никуда нам не уйти и от вопроса, отвечать на который потеряли способность и церковь, и наука: почему человек должен быть “хорошим по отношению к другим”, т.е. нравственным?

Ответ на этот вопрос лежит, по нашему мнению, опять-таки на путях социального творчества, в том числе интеллектуального. Мы должны понять, что враждующие друг с другом крайности полузнания (или “идеализм”, или “материализм”; или “вера”, или “наука” и т.п.) – это казуистическая ловушка (“или-или”), в которой истощается духовно-нравственная энергия, гасится воля к социальному творчеству и формируются модели антиобщественного поведения (будь-то бессильное бегство “от мира” или творимый в нём насильственный произвол). А предчувствие смены мировоззренческой парадигмы говорит нам: тот, кто поставит под свой контроль энергию интеллектуального прорыва – тот получит и неограниченный кредит общественного доверия ко всем своим начинаниям на нравственном пути.

Потому что смена мировоззрения вовсе не сводима к техническому моменту “информационной перезагрузки общества”. На самом деле смена мировоззрения – это бифуркационная точка истории, умелым воздействием на которую запускается в работу небывалый по своему масштабу и последствиям проект качественного обновления общества. И кто знает: может быть, в этом проекте впервые перестанут выглядеть несбыточными и наши самые сокровенные мысли, и самые заветные цели, и самые потаённые надежды.

Но и сидеть сложа руки в ожидании, когда интеллектуальный прорыв совершится “сам собой” – тоже недопустимо; ленивым, как говорится, Бог не помогает. И если Божественный Принцип Любви («вожделеннейшая заповедь жизни», по П.А. Флоренскому) понимается как максимально высокий, но абсолютно не формализуемый идеал общежития, то его представление в виде “принципа нравственности” как меры непричинения вреда себе, окружающим и среде обитания – есть операциональная минимизация идеала. А смысл минимизации – в том, что с её помощью и на её основе неформализуемый идеал низводится до уровня позволяющих улучшать общественную жизнь социальных технологий.

 

Каким образом?

 

Общественная жизнь устроена так, что не причинять вред (ущерб) себе, окружающим и среде обитания вообще можно только бездействуя. В реальности люди, осуществляя свободу выбора (воли), вынуждены действовать. И, значит, вынуждены причинять ущерб себе, окружающим и среде обитания. Но тогда вопрос заключается лишь в том, как минимизировать этот ущерб (оценивать который куда легче, нежели выгоду). А кто может оценить меру ущерба? Очевидно, что только другие люди: «Судите по делам их» – что может быть проще?

Как известно, «глас Народа – глас Божий», и мы утверждаем: голос тысяч квалифицированных людей, рассматривающих все общественные проблемы с позиций принципа нравственности, действительно способен приближать нас к гармонии материального и духовного, к балансу прав и обязанностей. Не прислушиваться к этому голосу никакая земная власть просто не сможет!

Проблема лишь в том, чтобы сорганизовать множество слабых разрозненных голосов в единый мощный голос. А эта проблема решаема на путях использования конкретных информационных и управленческих технологий, способных вовлекать в дискурс десятки и сотни тысяч высококвалифицированных людей, оказавшихся за бортом принятия общественно-значимых решений. Синергетическим производным такого дискурса и должно явиться становление идеологической сверхвласти – сверхвласти нравственности.

Всё остальное – вопросы техники, в том числе и техники использования человеческой безнравственности в нравственных целях. Главное: ВСЁ ЭТО ОСУЩЕСТВИМО В ПРИНЦИПЕ И, ЗНАЧИТ, НЕИЗБЕЖНО БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЕНО НА ПРАКТИКЕ.   

Источники

 

Декларация нравственного социализма

https://is.ast.social/                 

Нравственный манифест

https://is.ast.social/menu-nravstvennyj-sotsializm.html                                                                                      

Итоговое заседание Социнтерна СНГ

https://is.ast.social/menu-sotsialisticheskij-internatsional/1132-itogovoe-zasedanie-sotsinterna-sng.html 

Профилактика социальных катастроф: ДИСКУРСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ МЕТОД

http://www.ast.social/674-profilaktika-sotsialnykh-katastrof-diskursivno-otsenochnyj-metod.html

 

 

А. Меркулов

13 декабря 2021 года     

Поделиться в соц.сетях
Нравится