Печать

А.С. КЛЮЕВ

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

В ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

 

Аннотация

В статье предлагается феноменологическое осмысление музыкального воспитания, образования и обучения. Уже сам подход к рассмотрению музыкального воспитания, образования и обучения сквозь призму феноменологии представляется уникальным: это первое в научной литературе исследование указанных явлений с позиции феноменологии.

Анализ названных явлений осуществляется с учетом их связи с воспитанием, образованием и обучением в широком смысле. Отмечается, что проблемы, существующие в музыкальном воспитании, образовании и обучении, – отражение проблем, имеющихся в воспитании, образовании и обучении в целом. Указывается, что использование феноменологического подхода может помочь справиться с этими проблемами.

В качестве базовых в статье используются принципы феноменологической рефлексии, установленные немецким философом И.Г. Ламбертом. Ламберт полагал, что для феноменологического проникновения в истину явления, а значит, – приобщения к нему, необходимо по отношению к этому явлению осуществить три последовательных действия: восприятие (чувственный контакт), познание, применение в качестве источника проявления воли.

В работе воспитание, образование и обучение трактуются как три последовательных этапа приобщения человека к миру в соответствии с утвержденными Ламбертом тремя последовательными действиями – этапами приобщения к явлению. Это приобщение к миру, собственно, и оказывается конечной целью педагогического воздействия. Музыкальное воспитание, образование и обучение рассматриваются как три последовательных этапа приобщения человека к музыке. Автор доказывает, что музыка – совершенное воплощение мира, а значит, приобщение человека к музыке (посредством трех этапов: музыкальное воспитание, образование, обучение) – фактически и есть приобщение человека к миру, иначе говоря, – решение педагогической задачи.

Ключевые слова: музыкальное воспитание, музыкальное образование, музыкальное обучение, музыка, феномен, феноменология, феноменологический подход, мир, человек.

 

A.S. KLUJEV

A PHENOMENOLOGICAL UNDERSTANDING

OF MUSIC UPBRINGING, EDUCATION AND TRAINING

 

Abstract

The article offers a phenomenological understanding of musical upbringing, education and training. The very approach to the consideration of musical upbringing, education and training through the prism of phenomenology is unique: this is the first study of these phenomena in the scientific literature from the standpoint of phenomenology.

Analysis of these phenomena is carried out taking into account their connection with upbringing, education and training in a broad sense. It is noted that the problems existing in musical upbringing, education and training are a reflection of the problems existing in upbringing, education and training in general. It is indicated that the use of a phenomenological approach can help to cope with these problems.

The principles of phenomenological reflection established by the German philosopher I.G. Lambert are used as the basic ones in the article. Lambert believed that for a phenomenological insight into the truth of a phenomenon, and therefore – familiarization with it, it is necessary to carry out three consecutive actions in relation to this phenomenon: perception (sensory contact), cognition, and application as a source of will manifestation.

In the work, upbringing, education and training are interpreted as three consecutive stages of introducing a person to the world in accordance with the three consecutive actions approved by Lambert – the stages of introducing a phenomenon. This familiarization with the world, in fact, turns out to be the ultimate goal of pedagogical influence. Musical upbringing, education and training are considered as three consecutive stages of introducing a person to music. The author proves that music is the perfect embodiment of the world, which means that the introduction of a person to music (through three stages: musical upbringing, education, training) is actually the introduction of a person to the world, in other words, the solution of a pedagogical problem.

Keywords: music upbringing, music education, music training, music, phenomenon, phenomenology, phenomenological approach, world, man.

 

О феноменах и феноменологическом подходе

Термин феномен (греч. φαινόμενον, от φαίνεσθαι – являться, быть видимым, также – казаться) в общем смысле означает явление, данное в чувственном созерцании [Михайлов 2010, 174]. Этот термин лежит в основе понятия феноменология, которое означает учение о феноменах. Впервые его употребил немецкий философ Иоганн Генрих Ламберт в своей работе «Новый органон» (1764).

По Ламберту, феноменология – теория видимости (Theorie des Scheinens). Феноменология помогает «пробиться через видимость (ослепление видимостью. – А.К.) к истинному» [Ламберт 2006, 105].

Как пишет Ламберт, «понятие видимости, как по слову, так и по своему первоисточнику, берется от глаза или от зрения» [Ламберт 2006, 106], а значит, «феноменологию (необходимо трактовать. – А.К.) как трансцендент(аль)ную… оптику… (а также как. – А.К.) трансцендент(аль)ную перспективу… и, следовательно, (можно. – А.К.) расширить эти понятия попутно с понятием видимости вплоть до их истинной всеобщности» [Ламберт 2006, 107]. Получается, что можно распространить «оптическое понятие видимости… на все органы чувств», в результате чего оно «будет состоять во впечатлениях, которые воспринимаемые вещи (Dinge) вызывают в органах чувств. (Такое. – А.К.) впечатление, в особенности применительно к глазу, называется образом вещи (Sache)» [Ламберт 2006, 107]. Поскольку оптическое понятие видимости мы распространяем на все органы чувств, вполне закономерно, если понятием образа мы обозначим «впечатление… которое доставляет нам всякий орган чувств посредством восприятия им предметов, например, если бы мы хотели сказать “образ тепла”, “образ звука” (и т.п. – А.К.)» [Ламберт 2006, 107]. Далее автор поясняет: «Мы указали те виды видимости вообще, которые имеют место быть в отношении чувств… Высшие познавательные способности, разум и рассудок… не должны давать нам никаких источников видимости, так как именно они проникают сквозь ослепление видимостью» [Ламберт 2006, 108].

По мнению Ламберта, трансцендент(аль)ная перспектива способствует «прозрению будущего», а это, как считает Ламберт, очень важно, поскольку именно из будущего берутся «основания побуждения для воли» [Ламберт 2006, 111] .

Идеи И.Г. Ламберта получили развитие в XVIII в. (И. Кант, И.Г. Гердер), в XIX в. (Г.В.Ф. Гегель), но особенно заметно – в XX в. (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартр, Н. Гартман, Р. Ингарден).

Таким образом, согласно Ламберту, для постижения явления – приобщения к нему – необходимо по отношению к этому явлению произвести три последовательных действия: восприятие (чувственный контакт), познание, применение в качестве источника проявления воли.

В свете данного умозаключения Ламберта и рассмотрим музыкальное воспитание, образование и обучение (учитывая, что музыкальное воспитание, образование и обучение выступают в двух видах: общее и профессиональное).

 

Музыкальное воспитание, образование и обучение в современной ситуации

 

Следует подчеркнуть, что в современной отечественной музыкальной педагогике нет ясности относительно того, что есть «музыкальное воспитание», «музыкальное образование» и «музыкальное обучение». В этом вопросе существует путаница, о чем свидетельствует множество учебников, учебных пособий, связанных с изучением музыки. В качестве показательного примера можно привести публикации главного научного сотрудника лаборатории общих проблем дидактики, доктора педагогических наук, профессора Ю.Б. Алиева. В частности, в исследовании Алиева «Формирование музыкальной культуры школьников-подростков как дидактическая проблема» встречаются пассажи, демонстрирующие то, что их автор не различает (или не считает нужным различать) процессы музыкального воспитания, образования и обучения. Так, уже во Введении к работе читаем: «Структура музыкальной “воспитанности” подростков была гипотетически представлена в виде четырех подструктур: музыкальная образованность, сформированность исполнительских навыков и умений, развитость музыкального восприятия… и… развитость нравственной воспитанности» [Алиев 2012, 19]. «Изучение подростков в процессе музыкально-воспитательной работы подчинялось, прежде всего, задаче повышения уровня музыкального воспитания и обучения» [Алиев 2012, 27]. Наконец: «Музыкальное воспитание школьников подросткового возраста – это решающее звено школьного этапа музыкального образования, детерминирующее длительно сохраняющееся последействие лишь при условии включения в сферу музыкального обучения комплекса опорных, ключевых знаний и умений» [Алиев 2012, 43–44].

Обозначенная неопределенность, естественно, ведет к абстрактным, расплывчатым формулировкам при создании учебных программ в области музыкального искусства.

Указанная неточность вытекает из того, что в отечественной педагогике, по сути, отождествляются процессы воспитания, образования и обучения.

Любопытно, что в до сих пор остающемся популярным специальном справочном издании (первая его публикация – 1900 г.!) дается такой ряд синонимов – от слова «воспитание»: «образование, обучение, уход, холя» [Словарь русских синонимов… 2006, 108]; от слова «образование»: «воспитание, просвещение, культура, цивилизация, прогресс, образованность, выделка, изготовление, созидание, фабрикация, формирование (формировка), организация, устройство» [Словарь русских синонимов… 2006, 366]; и от слова «обучение» (вообще очень интересно): «см. воспитание» [Словарь русских синонимов… 2006, 369]. То же обнаруживается и в других подобных справочных изданиях.

Вот как определяются воспитание, образование и обучение в авторитетной Российской педагогической энциклопедии: воспитание – «социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека» [Российская педагогическая энциклопедия 1993, 165], образование – «процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества» [Российская педагогическая энциклопедия 1999, 62], обучение – «деятельность… в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание» [Российская педагогическая энциклопедия 1999, 66].
И все же не вызывает сомнения, что музыкальное воспитание, образование и обучение – различающиеся процессы. Попробуем предложить свою версию их разведения, исходя из приведенного выше суждения И.Г. Ламберта.

 

Музыкальное воспитание, образование и обучение как они есть

(авторская версия)

 

Для начала уточним, как мы в общем понимаем воспитание, образование и обучение.

С нашей точки зрения, воспитание – это развитие способности чувствования явления, переживания его, слияния с ним и, через это слияние, – слияние с миром.

Очевидно, что слияние с миром возможно лишь при наличии у человека доброго, любящего сердца. Об этом прекрасно говорится в трудах отечественных педагогов. Так, данная тема замечательно раскрывается в работах известного русского философа и педагога П.Д. Юркевича.

Как пишет Юркевич, «живые потребности любящего сердца… понуждают его видеть и любить жизнь… Человек начинает свое… развитие из движений сердца, которое везде хотело бы видеть благо, счастие, сладкую игру жизни, везде хотело бы встречать существа радующиеся, согревающие друг друга теплотою любви, связанные дружбой и взаимным сочувствием. Только в этой форме осуществленного всеобщего счастия мир представляется ему как нечто достойное существовать» [Юркевич 1990, 181].

На значение чувственного соотнесения человека с миром стали отчетливо обращать внимание с конца XVIII в.: И.Г. Гаман, Ф.Г. Якоби. Бурное же осмысление этого соотнесения приходится на XX столетие: Г. Риккерт, Э. Кассирер, В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон, Э. Шпрангер, М. Шелер. Так, М. Шелер в своем эссе «Положение человека в Космосе» утверждает, что в человеке его чувственная экспрессия, которую Шелер называет чувственный порыв (Gefuhlsdrang), «является… субъектом того первичного переживания (которое. – А.К.)… есть корень всякого обладания “реальностью”» [Шелер 1994, 139].

Образование – это обогащение знаниями, представлениями о действительности, ведущее к уяснению мира как целого.

Ближе всех к «разгадке» направленности образования подошел выдающийся русский философ, психолог и педагог В.В. Зеньковский. По мнению Зеньковского, главное в образовании – принять «идею… (о. – А.К.) целом мире… Человек должен понимать мир в целом, и стремление к этому вполне законно» [Зеньковский 1996, 93].

О мире как целом заявляли все философы, при этом подчеркивая, что задача философии и состоит в обосновании мира как целого. Очень изящно по этому поводу высказывается Х. Ортега-и-Гассет: он полагает, что существенным признаком философии необходимо считать «поиск целого как такового, захват Универсума, охоту на Единорога» [Ортега-и-Гассет 1991, 97].

Обучение – это привитие навыка (выучка) действенного присутствия в мире.

Такое присутствие предполагает активное проявление воли. Об активности воли оригинально размышляет М.М. Бахтин.

По Бахтину, «воля… активна в поступке» [Бахтин 2003, 27]. «Эта активность… поступка выражается… в (его. – А.К.) утверждении» [Бахтин 2003, 28]. В свою очередь, «изнутри… поступка, единственного, целостного и единого… есть подход и к единому и единственному бытию» [Бахтин 2003, 28–29].

Не вызывает сомнения, что воспитание, образование и обучение – три последовательных этапа приобщения человека к миру. А такое приобщение, по сути, и есть цель педагогической работы.

Итак, мы обсудили наше понимание воспитания, образования и обучения. Отталкиваясь от этого обсуждения, попробуем теперь предложить наше ви́дение музыкального воспитания, образования и обучения. Сначала проясним, что в нашем представлении есть музыкальное воспитание.

На наш взгляд, музыкальное воспитание – это развитие способности музыкального переживания как предпосылки должного отклика на музыку.

О музыкальном переживании обстоятельно пишет Б.М. Теплов в своей знаменитой книге «Психология музыкальных способностей». По Теплову, «специфическим для музыкального переживания является переживание звуковой ткани как выражения некоторого содержания (курсив мой. – А.К.). Этот критерий является главным и основным для отличия “музыкального переживания” от “внемузыкального” переживания музыки» [Теплов 2003, 6]. Исходя из этой установки, Теплов в первую очередь исследует такие показатели, как «ощущение музыкального звука», «чувствительность к различению высоты звуков», «чувство тональности», «чувство интервалов», «ладовое чувство», «чувство музыкального ритма» [Теплов 2003, 49–236] .

К сожалению, вопросам музыкального переживания практически не уделяется внимания в российской педагогике. А между тем, как справедливо отмечает И. Гажим, обязательным условием восприятия музыки является «переживание тех процессов… которые составляют содержание произведения музыкального искусства» [Гажим 2013, 19].

Музыкальное образование – это расширение музыкальных представлений, предопределяющее осознание музыки как оригинального вида искусства.

Огромный вклад в совершенствование процессов музыкального образования внес Б.В. Асафьев.

Асафьев предложил эвристический метод в этом направлении на основе технологии «наблюдения музыки». По мысли прославленного музыковеда, «из анализа… свойств (музыки. – А.К.) и из установки положений, помогающих уяснить ее “содержание”, удалось прийти к выводу, что для правильного приближения к (пониманию. – А.К.) музыки… необходимо не столько обучение ей или изучение ее как научной дисциплины, сколько наблюдение (разумно организованное) совершающихся в ней изменений и преобразований материала» [Асафьев 1973, 60–61]. В связи с этим «важнейшей… задачей является развитие звуковых (слуховых) навыков, помогающих свободно ориентироваться и в чисто музыкальной (стихии. – А.К.) (ритм… динамика… темп, колорит или тембр)» [Асафьев 1973, 61].

Как пишет Асафьев, «при умелом и внимательном руководстве вполне возможно в процессе наблюдения музыки (слушателями. – А.К.)… добиваться… роста (их. – А.К.) музыкального сознания» [Асафьев 1973, 73].

«Наблюдение музыки» – могучая технология. К сожалению, ей тоже, по существу, не уделяется внимания в отечественной педагогической практике. Такое положение призывает исправить И.А. Знаменская. Исследовательница констатирует: «Наблюдение (музыки. – А.К.)… сопровождается загадками, отгадками, открытиями как семасиологического, так и семантического порядков» [Знаменская 2005, 96]. И это понятно, «ибо музыка движется, постоянно меняя свои звуко-смысло-комплексы, дополняя, расширяя, либо нивелируя их семасиологические отношения введением новых выразительных средств» [Знаменская 2005, 102].

Музыкальное обучение – это подготовка для работы с музыкальным материалом (особенно важная в профессиональной среде).

Указанная работа требует проявления музыкально-творческой воли. Закономерности этого проявления обсуждает известный немецкий пианист и педагог К.А. Мартинсен.

Мартинсен называет музыкально-творческую волю звукотворческой волей (schöpferischer Klangwille) и разъясняет, что ее образуют шесть отдельных модусов: «Звуковысотная воля (Tonwille)»; «Звукотембровая воля (Klangwille)»; «Линиеволя (Linienwille)»; «Ритмоволя (Rhytmuswille)»; «Воля к форме (Gestaltwille)» и «Формирующая воля (Gestaltungswille)» [Мартинсен 1966, 29–38].

Ценность книги К.А. Мартинсена подтверждают многие отечественные музыканты-педагоги: Г.М. Коган, Л.А. Баренбойм, Е.П. Макуренкова и др.Бесспорно, музыкальное воспитание, образование и обучение оказываются тремя последовательными стадиями (этапами) приобщения человека к музыке.

Значимость такого приобщения становится понятной, если рассматривать ее с позиции, получившей наименование синергетической (от греч. συνεργία – со-работа, со-деятельность). Согласно этой позиции, мир есть со-работа (со-деятельность) материи и духа, совершенным воплощением которой является музыка [Клюев 2021].

Таким образом, приобщение человека к музыке (в динамике «музыкальное воспитание, образование, обучение») и есть подлинное в буквальном смысле приобщение человека к миру, а значит, – достижение цели педагогического воздействия.

 

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Алиев 2012 – Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков как дидактическая проблема. – М.: Изд-во СГУ, 2012.

Асафьев 1973 – Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. – Л.: Музыка, 1973.

Бахтин 2003 – Бахтин М.М. К философии поступка // Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. – М.: Русские словари и др., 2003. С. 7–68.

Гажим 2013 – Гажим И. Переживание музыки как квинтэссенция музыкального опыта // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2013. № 3. С. 18–26.

Зеньковский 1996 – Зеньковский В.В. Педагогика. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1996.

Знаменская 2005 – Знаменская И.А. Наблюдение как гносеолого-педагогический метод музыкальной педагогики сотрудничества // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005. № 3. С. 92–103.

Клюев 2021 – Клюев А.С. Сумма музыки. 2-е изд., испр. и перераб. – М.: Прогресс-Традиция, 2021.

Ламберт 2006 – Ламберт И.Г. Феноменология, или Учение о видимости [/ пер. с нем.] // Историко-философский ежегодник-2006. – М.: Наука, 2006. С. 105–113.

Мартинсен 1966 – Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника. На основе звукотворческой воли / пер. с нем. – М.: Музыка, 1966.

Михайлов 2010 – Михайлов К.А. Феномен // Новая философская энциклопедия: В 4 т. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мысль, 2010. Т. 4. С. 174–175.

Ортега-и-Гассет 1991 – Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? [/ пер. с исп.] – М.: Наука, 1991.

Российская педагогическая энциклопедия 1993, 1999 – Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М.: Большая Российская энциклопедия. Т. 1. 1993. Т. 2. 1999.

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений 2006 – Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. 8-е изд., стер. – М.: Русские словари и др., 2006.

Теплов 2003 – Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003.

Шелер 1994 – Шелер М. Избранные произведения / пер. с нем. – М.: «Гнозис», 1994.

Юркевич 1990 – Юркевич П.Д. Философские произведения. – М.: Правда, 1990.

 

Напечатано:

Клюев А.С. Музыкальное воспитание, образование и обучение в феноменологическом осмыслении // Философские науки. 2019. Т. 62. № 11. С. 46–55.

Сведения об авторе:

Клюев Александр Сергеевич – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры музыкального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

 

Дом. адрес: Санкт-Петербург, ул. Омская, кв. 55

Моб. тел.: 8. -951-644-61-54

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

P/S: aklujev.ru

Сведения об авторе (англ.):

Klujev Alexander – D. Habil. in Philosophy, Professor of the Department of Music Education at the Herzen State Pedagogical University, Saint- Petersburg

Home add.: St. Petersburg, h. 10, fl. 55

Mob. ph.: 8. -951-644-61-54

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

P/S: aklujev.ru

Поделиться в соц.сетях
Нравится